Андрей бильжо: внушаемость общества пропорциональна его невежеству

Наши убеждения, идеалы, установки формируются под влиянием социума. Мы воспитываемся в традициях семьи и этноса, впитываем идеи, транслируемые СМИ, оказываемся под воздействием мнения друзей и коллег. Однако люди по-разному подвержены этому влиянию. Степень подчинения внешнему воздействию зависит от такого качества личности, как внушаемость.

Внушаемость у детей. Внушаемость

Внушаемость — степень восприимчивости к внушению , определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.

Описание

Является индивидуальной особенностью личности, зависит от ряда характерологических особенностей (например, у истеричных лиц выше, чем у психастеников), от возраста (выше у детей), некоторых болезненных состояний (повышенная внушаемость типична для алкоголиков ).

Внушаемость зависит от психологического состояния личности в тот или иной момент, ее эмоциональности, степени усталости и т. п. В значительной мере взаимосвязана с конформностью , то есть с тенденцией подчинять свое поведение влиянию других людей (такое «групповое давление» больше обусловлено факторами социальными).

Различная степень внушаемости и ее характер определяют выбор психотерапевтических методик — гипнотерапии, рациональной психотерапии. Внушаемость относительно гипнотического воздействия — гипнабельность. Существуют специальные тесты суггестивности.

Тест С. Н. Астахова (1962)

Лёгкое надавливание на веки в области надбровных дуг после соответствующего воздействия у лиц с повышенной внушаемостью и гипнабельностью вызывает смыкание век.

Проба П. И. Буля (1955)

Обследуемому дают в руки подвешенный на нитке металлический груз, к которому то подносят, то убирают от него выпиленный из дерева подковоподобный, специально покрашенный «магнит».

Больному внушают, чтобы он обратил внимание на якобы имеющие место отклонения в положении груза под влиянием «магнита». У внушаемых лиц груз действительно начинает качаться в заданном направлении вследствие возникновения идеомоторных движений

Степени внушаемости

В психологии существует понятие степени внушаемости. Она может быть повышенная и легкая. Первая характерна для людей:

  • малообразованных;
  • с психическими расстройствами;
  • склонных к истериям.

Вторая степень наблюдается в определенной ситуации:

  • под влиянием алкоголя;
  • в состоянии стресса;
  • во время истерик;
  • у детей 7-11 лет.

В состоянии стресса человек становится более внушаемым

Внушаемость

Внушаемость — это степень принятия внушений человеком. Дети, а также слабые и менее интеллектуальные взрослые больше склонны к внушению. У некоторых людей сопротивление внушению может быть большим — они не так легко внушаемы.

Внушаемость может быть измерена путем проведения эксперимента. Мы даем ряд внушений человеку и выясняем, сколько из внушений он принял.

Если В.В. — количество выданных внушений, П.В. — количество внушений, принятых субъектом, то C — коэффициент внушаемости можно рассчитать по следующей формуле:

С = П.В. / В.В.

Если мы дадим 20 внушений ребенку, а он примет 12, коэффициент внушаемости будет 12/20 или 0,6.

image

Внушаемость зависит от ряда факторов:

Возраст. Дети более внушаемы, чем подростки, а подростки более внушаемы, чем взрослые. Внушаемость снижается с возрастом, опытом и зрелостью.

Дети более внушаемы, потому что:

  • им не хватает опыта;
  • им не хватает разума;
  • им не хватает способности к критике новых идей;
  • они знают о своей несостоятельности;
  • они не получают удовлетворительного ответа на свои вопросы;
  • они смотрят на старших, как на высших существ.

Интеллект. Чем выше уровень интеллекта, тем меньше внушаемость. Слабо развитые дети легко внушаемы. Дети с превосходными способностями начинают сомневаться и спорить.

Придумайте сказку или историю о привидениях и расскажите умному ребенку. Он поставит под сомнение существование фей и возможность полета. Более глупый ребенок примет все, что ему скажут.

  • Пол. Мальчики считаются менее внушаемыми, чем девочки.
  • Знания. Чем больше объем знаний, тем меньше внушаемость. Люди знания — просвещенные люди, и у них есть критическое отношение, которое вызывает сопротивление внушению. Следовательно, внушаемость обратно пропорциональна количеству знаний.
  • Вера. Лица, сформировавшие убеждение по какому-либо вопросу, сопротивляются внешнему внушению по этому вопросу. Трудно внушить коммунисту проголосовать за либерала. Гораздо легче внушить обычному жителю деревни (у которого нет никаких убеждений) голосовать за кого угодно.
  • Интерес. Если внушение относится к области интересов, оно обычно очень сильно. Предложите абитуриенту любой краткий метод подготовки к экзамену и он примет его с готовностью. Человек с хроническим заболеванием принимает всевозможные советы от «целителей».

Безработный человек отвечает на все объявления и принимает любые предложения кого-либо относительно возможности трудоустройства.

  • Темперамент. Некоторые люди внушаемы по своей природе. Они принимают без критики все, что им говорят. Такие доверчивые люди усваивают урок очень поздно.
  • Эмоции. Внушение встречает сопротивление при логическом мышлении, но оно сработает гладко в измененном эмоциональном состоянии. Возбудите сначала эмоции человека, а потом внушите. Это хорошо работает.
  • Физиологическое состояние. Подсказка лучше работает в состоянии усталости, сонливости, нервного напряжения, интоксикации и психической депрессии. Она встречает сопротивление в состоянии бодрости и физической свежести.

Внушение отлично работает в состоянии гипнотического транса, а также в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь парализует центральную нервную систему и блокирует критическое суждение и психическое равновесие. В состоянии низкой способности различения внушение не встречает никакого сопротивления.

  • Тип личности. Интроверты менее внушаемы, поскольку у них есть твердые убеждения. Экстраверты по своей природе, связанной с зависимостью от других, более склонны принимать чужие внушения.
  • Источник предложения. Сила внушения зависит от человека, который внушает. Для детей — родители, старшие товарищи и учителя являются авторитетами и, следовательно, сильным источником внушения.

Начальник, политический лидер, ученый являются авторитетами, и их слово является общепринятой доктриной. Внушения от великих людей также имеют большой эффект. Даже слова учителя или тексты книг оказывают сильное влияние на детей.

Внушаемость зависит от источника внушения и наиболее сильна, когда это:

  • великий или авторитетный человек;
  • популярный человек;
  • большая группа;
  • напечатанный текст или мотивированная реклама.

Внушаемость как комплекс индивидуально-психологических особенностей

В той или иной степени внушению подвержены все люди, именно это обеспечивает и успех воспитания, и адаптацию человека к социальной среде. Но уровень внушаемости у всех различный, как и проявления этого качества в характере и поведении индивида.

Признаки внушаемости

Заметить людей с ярко выраженной внушаемостью просто, сложнее выявить ее признаки у себя. Дело в том, что процесс внушения обычно происходит незаметно – чужие убеждения, мнения, верования часто усваиваются неосознанно. Но есть ряд качеств личности, которые позволяют говорить о предрасположенности к внушению:

  • Зависимость от мнения окружающих в сочетании со стремлением быть не хуже других, следовать моде, подчиняться стереотипам поведения.
  • Преклонение перед авторитетами, когда точка зрения начальства или позиция центральных СМИ кажутся истиной в последней инстанции. Убежденность в том, что человек, занимающий высокий статус, всегда прав.
  • Конформизм – склонность подчиняться мнению большинства.
  • Быстрая смена убеждений в зависимости от ситуации и социального окружения. Яркий пример – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон».

Как правило, внушаемые люди быстро становятся ярыми сторонниками новых идей и верований, но они обычно не бывают их авторами, а слепо следуют за лидером. В зависимости от его позиции внушаемые последователи могут сыграть роль как созидательной, так и разрушительной силы.

Внушаемость – социально полезное качество, но самому человеку оно может принести вред. Склонность подчиняться сильной личности, следовать за авторитетом делают индивида зависимым от других людей, а то и игрушкой в их руках.

Причины повышенной внушаемости

Это качество личности зависит от целого ряда факторов, которые хоть и связаны с психикой человека, но им не контролируются и не регулируются. Наиболее тесно внушаемость связана с врожденными индивидуально-психологическими особенностями человека, такими как пластичность или гибкость нервной системы. А вот ригидные (негибкие) люди, отличающиеся устойчивостью психики и даже упрямством, менее подвержены внушению.

Наряду с гибкостью можно выделить еще ряд психических и психофизиологических предпосылок внушаемости:

  • Неуверенность в себе, робость побуждает личность больше доверять другим людям, которые воспринимаются как более сильные и авторитетные.
  • Низкая самооценка, которая часто является причиной неуверенности и приводит к тому, что человек не только не ценит собственное мнение, он даже не пытается его сформировать.
  • Воспитанная с детства привычка беспрекословно подчиняться родителям, учителям, начальству – любому авторитетному человеку.
  • Высокий уровень эмоциональности, особенно экзальтированность, когда под напором эмоций рушатся рациональные барьеры и способность к критической оценке информации.
  • Склонность к истерии и неврастении.
  • Низкий уровень интеллекта, неспособность логически мыслить и критически осмысливать ситуацию.
  • Возраст. Дети более внушаемы, так как они менее уверены в себе. Уровень внушаемости повышается и у пожилых людей по той же причине – усиление чувства неуверенности.
  • Женщины более внушаемы, чем мужчины. Психологи называют три основные причины этого: традиционно воспитанное чувство зависимости от мужчины, более гибкая психика и повышенная эмоциональность.

Эти факторы могут действовать как по отдельности, так и в комплексе. То есть внушаемый человек вовсе не обязательно отличается низким интеллектом, возможно, у него заниженная самооценка, или он долго находился в состоянии зависимости, или это просто экзальтированный тип.

Несмотря на то, что повышенная внушаемость может создавать человеку серьезные проблемы, психологи доказали, что у этого свойства есть и положительные стороны. Внушаемые люди не только легче адаптируются к новой среде, но и более талантливы, так как они более восприимчивы, легче обучаются, у них гибкое мышление, способное находить оригинальные способы решения задач. Вера в учителя и стремление следовать за ним тоже играет немалую положительную роль в процессе обучения любому делу.

ТолкованиеПереводВнушаемость

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.

внушаемость— степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. В. является характеристикой индивида, зависимой от ситуативных и личностных факторов. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной В., относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности (см. комплекс), покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность (см. экстраверсия — интроверсия), повышенная эмоциональность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

внушаемость— мера или степень восприимчивости к внушению, — повышенная податливость по отношению к побуждениям, спровоцированных другими людьми, определяемая и ограничиваемая рядом факторов, в основном субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Некритичное принятие чужой точки зрения и готовность подчиниться (повиноваться), когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета. Склонность заражаться чужими настроениями и перенимать чужие привычки. Характеристика индивида, зависящая от ситуативных и личностных факторов. Нормальное свойство человеческой психики, но при чрезмерности может дезорганизовать поведение и расценивается как отрицательное качество. Противоположное свойство — критичность. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности (см.комплекс), покорность, робость, стеснительности; доверчивость, тревожность, экстравертированность (см.экстраверсия, интроверсия), повышенная эмоциональность, впечатлительность, относительно низкий уровнем развития интеллектуального, слабость мышления логического, медленный темп деятельности психической. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответственного характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе). Выделяются такие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости: 1) психофизическое состояние субъекта — при покое и релаксации внушаемость возрастает, как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, заболевании, стрессе; максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе;2) низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности; малая степень его значимости для личности;3) дефицит времени для принятия решения.Внушаемость под влиянием «давления группового» (см.конформность) зависит от уровня развития группового. Экспериментально показано, что субъекты, характеризуемые по тестам внушаемости как внушаемые, в коллективе — в результате опосредования отношений межличностных целями и ценностями деятельности совместной — оказываются способными осуществить коллективное самоопределение — противостоять внушаемости. Современная психология рассматривает внушаемость как неоднородное явление. Она по-разному обнаруживает себя в различных сферах личности, применительно некоего содержания и вида деятельности. Каждый человек в определенных ситуациях в какой-то мере может оказаться внушаемым. С помощью анализа факторного выявлено два типа внушаемости:1) внушаемость первичная — лежит в основе восприимчивости к автосуггестии (см.самовнушение), гипнозу;2) внушаемость вторичная — связана с отношениями подчинения, их мотивацией и низкой самооценкой субъекта. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

внушаемость Категория.Характеристика личности.Специфика.Повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритичная готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Проявляется при общении, при чтении книг, при восприятии рекламы.Обусловливание.Это индивидуальное качество может основываться на склонности к подражанию. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответствующего качества личности, которому, кроме внушаемости, свойственны черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе. Повышенная внушаемость также характеризует индивидов с относительно низким уровнем интеллектуального развития и несформированным логическим мышлением, являющимся основой критичности. Определенные условия, такие как утомление, заболевания, стресс, дефицит времени, недостаток компетентности и групповое давление, могут провоцировать повышение степени внушаемости индивида. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ВНУШАЕМОСТЬ(англ. suggestibility) — индивидуальная некритическая податливость, готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр., принять их идеи как свои собственные. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, легко заражаются чужими настроениями и привычками. В. может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний. Степень В. зависит от многих личностных и ситуативных факторов. Робкие, доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные люди отличаются повышенной В.В. традиционно рассматривается как качество, против. критичности, поэтому В. характерна для индивидов с недостаточным уровнем интеллектуального развития, слабым логическим мышлением. Свойственная субъекту степень В. м. б. повышена действием ситуативных факторов: утомления, стресса, дефицита времени, недостатка компетентности, группового давления (см. Конформность) и пр. Повышенная В. имеет место у детей (особенно дошкольного возраста) и у взрослых при утомлении, разнообразных заболеваниях, в условиях неопределенности и в некоторых др. социально-психологических ситуациях, а также под влиянием гипноза.Существование В. должно учитываться в качестве возможного источника артефактов при любом психологическом исследовании и воздействии (см. Плацебо эффект,Внушение). См. также Истерия. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. Синонимы :

Смотреть что такое «внушаемость» в других словарях:

  • ВНУШАЕМОСТЬ — ВНУШАЕМОСТЬ, внушаемости, мн. нет, жен. (книжн.). Восприимчивость к внушению. «Гипноз есть только особенное психическое состояние, увеличивающее внушаемость.» Л.Толстой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
  • Внушаемость — повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Проявляется при … Психологический словарь
  • внушаемость — сущ., кол во синонимов: 1 • гипнабельность (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
  • ВНУШАЕМОСТЬ — англ. suggestibility; нем. Suggestion. Свойство личности или группы поддаваться внушению, влиянию, убеждению, воздействию. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
  • ВНУШАЕМОСТЬ — ВНУШАЕМОСТЬ. Индивидуальная готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, рекламы, книг и т. п. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • Внушаемость — податливость человека действию внушения. * * * степень восприимчивости индивида к психологическому воздействию на него со стороны других людей, в том числе власти, средств массовой информации. До определённой степени своей выраженности… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Внушаемость — качество личности, проявляющееся как готовность и способность подчиняться чужому влиянию и воспринимать внушаемые представления, оценки и действия. Такое внушение могут осуществлять люди, средства массовой информации, книги, реклама и т.д.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
  • ВНУШАЕМОСТЬ — степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Внушаемость является характеристикой индивида, зависимой от ситуативных и личностных факторов. К числу свойств личности … Словарь по профориентации и психологической поддержке
  • внушаемость — En.: Suggestibility Согласно Бернгейму (1916), внушаемость проявляется путем принятия внушений и их реализации (см.: идеодинамизм). Он отмечает, что в некоторых случаях эти два параметра расходятся, когда пациенты легко принимают внушения, но… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
  • внушаемость — свойство личности, проявляющееся в повышенной восприимчивости к психическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц … Большой медицинский словарь

Книги

  • Внушаемый мозг. Как мы себя обманываем и исцеляем, Ванс Эрик. О книге Ожидания, вера и самообман могут серьезно влиять на наше тело и разум. Эрик Ванс исследует тему «внутренней фармацевтики» настоящих химических реакций, производимых нашим мозгом,… Подробнее Купить за 985 руб
  • Внушаемый мозг. Как мы себя обманываем и исцеляем, Ванс Эрик. Ожидания, вера и самообман могут серьезно влиять на наше тело и разум. Эрик Ванс исследует тему 171;внутренней фармацевтики 187;настоящих химических реакций, производимых нашим мозгом,… Подробнее Купить за 602 руб
  • Воля и внушаемость, Валерий Прядеин. Монография посвящена изучению одного из базовых свойств личности – воле. Внушаемость рассматривается как гипотетический антипод воли. Параметры волевой активности в психомоторной,… Подробнее Купить за 314 рубэлектронная книга

Состояние повышенной внушаемости

Гипноз — состояние повышенной внушаемости. Многие люди уверены, что они умны и сильны духом, потому гипноз им не страшен. Они путают внушаемость с доверчивостью.

Гипноз — состояние человека, которое характеризуется повышенной внушаемостью

Доверчивость — это понятие простодушия и легковерности. Таких людей легко обмануть, переубедить. Гипноз отвергает мнение, что только глупый и неразвитый, доверчивый, может впасть в состояние гипноза. Наоборот, гипноз увеличивает уровень внушаемости. Чем умнее личность, чем более развито у нее мышление, тем выше внушаемость. Гипноз не ставит перед собой задачу обмануть. Он создает ситуацию, в которой легко внушить какие-либо идеи. Психологи доказали, что самые внушаемые личности очень умны и талантливы. Они легко получают информации с новыми идеями и взглядами. Могут быстро сделать их своими, переделать их под себя.

Групповая внушаемость

Кроме индивидуальной выделяют групповую внушаемость. Так называемый эффект толпы. Когда группа людей подвержена влиянию одного человека, индивид не может контролировать свои эмоции и мысли. Он думает и действует так же, как и люди в его группе. Само принятие информации происходит как под гипнозом. Это неосознанная и неконтролированная внушаемость. Личность может неосознанно воспринимать информацию, только для того, чтобы быть в этой группе. Это не всегда негативное влияние. Категории таких групп сопровождают людей всю жизнь:

  • группы в детском саду или школе;
  • группа друзей;
  • коллектив;
  • кружки и секции.

Желание быть в группе становится выше собственных принципов и жизненных позиций. Индивид не может быть один и потому должен принимать правила группы и подчинятся им.

Факторы и причины

Внушаемые люди могут и не подозревать, что подвергаются влиянию. Существуют ситуации, при которых они становятся жертвой навязчивости. На внушаемость влияют факторы:

степень важности информации; усталость и дефицит времени; стресс и давление со стороны; неопределенность в выборе; психологическая неустойчивость; алкогольная или наркотическая зависимость.

Быстро поддаются внушению дети и пожилые люди. Во время болезни или стрессовой ситуации людям легко внушить конкретные действия. Когда человек понимает результат влияния, его самооценка падает. Внушаемость зависит от таких категорий:

  • обстоятельства;
  • жизненный опыт;
  • уровень образования;
  • возраст.

Внушению можно поддаться как под действием гипноза, так и из-за низкой самооценки. Перестать поддаваться внушению трудно, но возможно.

Как происходит внушение?

Как происходит внушение? Здесь главными составляющими являются:

  1. Информация, которая внушается.
  2. Человек с отсутствующим критическим мышлением и готовый к внушению.

Чтобы человек был внушаемым, он должен обладать следующими качествами:

  • Неуверенность в себе.
  • Зависимость.
  • Тревожность.
  • Робость.
  • Низкая самооценка.
  • Повышенная впечатлительность.
  • Комплекс неполноценности.
  • Неумение рационально и логически мыслить.
  • Эмоциональность.
  • Доверчивость.

Способствующими факторами для внушения являются стрессы, утомление, отсутствие знаний, дефицит времени, неопределенность, состояние гипноза, давление окружения и социально-психологические ситуации.

Более внушаемыми являются дети до младшего школьного возраста, старики и взрослые люди в состоянии болезни или сильной душевной утраты.

В процессе внушения важно, чтобы человек, который внушает, вел себя спокойно, уверенно, создавал образ авторитета в глазах тех, на кого он воздействует. При этом сами внушаемые люди должны быть готовы к тому, чтобы воспринимать внешнюю информацию и верить в нее без сомнений.

Следует понимать, что человек рождается внушаемым, однако с годами данный фактор снижается за счет тех ситуаций, которые заставляют человека сомневаться в собственных знаниях. Однако если человек постоянно поддается внушению, тогда в нем развиваются такие черты характера, которые позволяют ему дальше становиться марионеткой в руках других людей.

Человек в процессе внушения должен находиться в расслабленном и спокойном состоянии, доверять и видеть авторитет в том индивиде, от которого воспринимает информацию, значимость осуждаемого вопроса должна быть низкой для него, а также низкий уровень знаний в обсуждаемой теме.

Чтобы на человека оказать большее воздействие, он должен оказаться в группе людей. Так называемая конформность определяет, насколько человек готов быть внушаемым, чтобы стать частью группы, которая желает его подчинить своей воле.

В различных ситуациях человек по-разному внушаем. Он, к примеру, может быть внушаем в кругу своих друзей, но быть абсолютно недоверчивым к словам родных. Внушаемость зависит от многих факторов: возраста, пола, образования и т. д. Мужчину зрелых лет достаточно сложно подчинить себе, в отличие от женщин, которые достаточно часто слушают мнение окружающих и даже зависят от него. Психически больные люди тоже становятся внушаемыми.

Большое значение на уровень внушаемости влияет знание. Чем более человек образован и разбирается в обсуждаемом вопросе, тем менее он внушаемый. Также здесь влияют его качества характера. Если человек не уверен в себе и достаточно робкий, тогда он будет сомневаться в правильности собственных знаний.

Наиболее внушаемыми люди являются в возрасте от 7 до 11 лет, когда они зависят от мнения собственных родителей, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Коротко о главном

Люди живут в обществе, поэтому отнюдь не удивительно, что на каждого из нас в течение жизни воздействуют разные факторы. Внушение в психологии – это внедрение в сознание человека идей, убеждений и мнений, которые принадлежат другому индивиду или даже группе людей. Причем эти идеи обязательно должны оказать влияние на дальнейшую жизнь человека и его поступки.

Рекомендуем: Застенчивость: определение понятия

Получается, что понятие внушаемости – это отражение таких черт характера человека, которые склоняют его подчиняться влиянию окружающей среды: СМИ, людей, группировок и пр. При этом не каждый индивид понимает, что он является внушаемым, он может принимать идеи группы за свои собственные и следовать им. Внушаемые люди обычно несколько отличаются от общей массы. У них есть определенные черты:

  • Робость.
  • Зависимость от других.
  • Доверчивость.
  • Повышенная впечатлительность.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Тревожность.
  • Низкая самооценка.
  • Слабо развитая логика.
  • Медленное протекание психических процессов.
  • Неуверенность в себе.

Стоит отметить, что внушаемость в той или иной степени присуща абсолютно всем людям. Если бы этого не было, то у нас вряд ли бы мог накапливаться социальный опыт.

Согласитесь, например, что процесс воспитания – это тоже пример внушаемости: родители ежедневно рассказывают своим детям о том, как можно себя вести, а как нет, что такое хорошо и что такое плохо и т.п. Обучение – опять же процесс внушения, закладывание учителем в головы учеников какой-то информации. Можно привести еще массу подобных примеров.

Рекомендуем: Как развить силу воли?

Внушаемость в пределах нормы никак не мешает человеку жить, а вот если степень этой характеристики повышена, то человек становится податливым и готов поверить в любую информацию. Такими индивидами часто пользуются манипуляторы, заставляя их делать что-то на пользу себе.

Что такое внушение

Психологи уверяют, что почти все поступки человека продиктованы внушением. В детские годы человеком руководят родители, вкладывая в подсознание определенные принципы, цели, правила поведения.

По мере взросления на первый план выходит самовнушение: личность уже способна самостоятельно мотивировать себя. Однако роль ближайшего окружения все равно остается значимой.

Наукой доказано: внушить индивидууму можно что-то лишь тогда, когда критичность мышления снижена. Легче заставить собеседника согласиться с вашей позицией, если он:

  • испуган, подавлен;
  • устал;
  • не способен в настоящий момент логически мыслить;
  • чувствует себя неуверенно.

В психологии существует специальный термин – суггестия. Под ним понимают воздействие на сознание человека, направленное на то, чтобы изменить характер его мыслей и действий так, как этого хочет суггестор, то есть тот, кто внушает.

Для того, чтобы решить эту задачу, применяют различные методы, часть которых относится к вербальным (слова, речь), часть – к невербальным (мимика, жесты, интонирование). Как внушить человеку нужную вам мысль? Сразу оговоримся: это не всегда возможно. Есть люди, легко поддающиеся воздействию извне, а есть такие, кому что-то внушить непросто. Обычно к ним относятся лидеры, сами обладающие способностями и желанием подчинять своей воле остальных.

Примеры неосознанное влияния

Один из них мужчина, например, в этот момент решил сплюнуть собравшуюся слюну и делает это не в сторону газона, а под ноги идущей ему навстречу молодой девушке. Это можно расценивать как проявление негативного отношения незнакомца к случайно следовавшей мимо девушке. А можно просто подумать, что парень мало воспитан и поступает так некрасиво всегда. Но та самая девушка не догадывается о реальных мыслях встречного, потому этот плевок принимает на свой счет. А значит, страдает ее настроение и самооценка.

Вдруг именно в этот день юная особа, на свой взгляд, выглядела не совсем хорошо. И по ее мнению, парень заметил ее недостатки и так отреагировал на ее секундное появление. Так или иначе, психологическая травма юной особе нанесена за считанные секунды. Неосознанное поведение юноши повлияло на незнакомку не самым лучшим образом. Сам того не подозревая, он ей внушил чувство неполноценности, закомплексовал.

Еще одним примером негативного воздействия может стать поход в кино. В кассе кинотеатра, наблюдая за парой влюбленных, можно определить лидера, ведь это не всегда бывает мужчина, понять – кто задает тон отношениям и влияет на поведение партнера. Она желает посмотреть фильм о любви, что естественно, он ужастики. Их желания на данный момент разобщены. И тут начинается противодействие – кто кого. В ход идет явно отрицательное психологическое воздействие — обиды, слезы, крики и угрозы.

Чаще всего этим страдают девушки. Для них такие способы – простейшее орудие манипуляции. У мужчин, как правило, один ответ – молчание, сдвигание бровей и активный анализ вероятных исходов. Мягкий и уступчивый мужчина еще до входа в кинотеатр знает, какой фильм со своей спутницей он будет смотреть сегодня. Также все бразды в выборе киноленты отдают своим девушкам по-настоящему влюбленные мужчины. Фильм, который нравится самому парню, он посмотрит в одиночестве в любой удобный момент.

Как негативным, так и положительным примером убеждения или внушения можно считать рекламу на ТВ. А рекламируют, как известно, все самое необходимое. Например, медикаменты – то, отчего трудно отказаться многим. Фармацевтические компании вкладывают многомиллионные суммы в информацию, которая повлияет на миллиарды. То или иное средство устранит конкретную проблему конкретного человека. Телезритель посмотрел и забыл, но на подкорке головного мозга полученные сведения закрепились. А значит, произошел контакт прямого и даже положительного внушения. И как только у человека возникает проблема со здоровьем, он вспоминает активные рекламные призывы и спешит в аптеку за исцеляющим препаратом. Прямое влияние рекламы на поведение человека прослеживается по всем позициям продвигаемого товара.

Особенно хорошо действует способ многократного внушения информации. К такому варианту воздействия можно отнести моду. Создание одежды одним человеком, ее пропаганда и продажа массам – это простейшая цепочка, когда одна идея воздействует на массы. Каждый стремится подражать модным тенденциям, моделям и звездам. Это желание продиктовано многолетними и многоразовыми внушениями о моде, красоте и востребованности определенных вещей, причесок, обуви, косметики. Влияние моды – это осознанное воздействие со стороны законодателей моды и тех, кто подчиняется их законам.

Первые дают посыл о предмете моды, вторые принимают этот посыл и становятся потенциальными покупателями. Они уже знают, что приобретут товар именно той торговой марки или конкретную модель платья, пальто, которые увидели на просторах рекламы и поверили сказанному там. Мода – это всего лишь подражание, желание быть как все. Своеобразная психологическая зависимость от чужого мнения. Ведь, если ты одет не по последней моде, то ты профан. Лишь смелые и самодостаточные личности способны противостоять навязыванию мыслей и поведения.

Дети, как раз, в силу возраста еще не достигли уровня осознанного выбора и часто подражают взрослым. От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, зависит результат влияния. Плохой пример – плохой воспитательный результат, и наоборот. Пьющие, орущие и плохо воспитанные взрослые окажут самое неблагоприятное воздействие на свое чадо, которое в дальнейшем приведет к негативному поведению в семье уже самого выросшего наследника. Любой воспитательный, а значит – имеющий влияние, пример всегда несет нагрузку. Лучше быть положительным примером и воздействовать на будущее своих детей лишь позитивно.

Как осуществляется внушение: психологический механизм и особенности

Исследования внушения как способа психологического воздействия показывают: содержание «заразной» идеи, ее ничтожность или, наоборот, величие, ее ложность или справедливость решающего значения не имеют. Это могут быть сложные психологические мотивы демонологии и инквизиции средневековья или повальное заражение падучей. Сегодняшний день представляет нам психические эпидемии в ассортименте — «Белое братство» и иные тоталитарные секты. Раскачивание перед телевизором, из которого вещают многочисленные «целители» и экстрасенсы, гремучая смесь идей воскрешения и переселения душ, существования потусторонних сил и так далее.

Человек как существо социальное внушаем в принципе, и подчинение его ныне действующей общественной идее или идее, модной в его микросоциуме, — дело естественное. И, конечно же, не всякий индуцированный психоз заканчивается преступлением. Но, тем не менее, специалисты Центра им. В. П. Сербского утверждают: никогда еще склонность людей к психической заразительности не оборачивалась такими кровавыми, жестокими криминалами, как в последнее время.

Опасности

Внушаемые и слабые люди могут быть опасными для себя и окружающих. Самовнушение и постороннее внушение одинаково опасны. Личность склонна принимать неправильные суждения как проверенные факты. У нее нет личного мнения, или она не может его отстоять.

Опасно самовнушение для людей с низкой самооценкой. Они лучше воспринимают негативную информацию, которая подтверждает их несостоятельность. Различают два вида внушаемости: первичную, связанную с самовнушением, и вторичную, основанную на низкой самооценке и отсутствующей мотивации.

Опасность самовнушения или внушения состоит и в том, что личность не приходит к выводам самостоятельно, поэтому не может на них опираться в сложный момент. Внушенные убеждения только кажутся ей обоснованными, но их нельзя использовать себе во благо. Подсознание не различает случайное самовнушение или внушение гипнотизера, поэтому возникают расстройства психики, снижается стрессоустойчивость, проявляется агрессия и апатия.

Заблуждения

Многие люди поддаются влиянию и внушению, но и абсолютно не внушаемых людей не существует. Те люди, которые утверждают, что полностью живут только своими мыслями, как бы защищаются от мира. Хотят сами себе доказать, что не смотрят ни на кого и не слушают никого. Но это не так. Любая информация, поступающая к нам, уже влияние, чье-то мнение, которому иногда стоит следовать, а не просто воспринимать.

К последствиям внушения можно отнести и элементарные правила поведения, устоявшиеся в обществе требования. Учителя в школе дают знания — это тоже внушение и требование обработки их и восприятия. Каждая личность потом уже учится извлекать из поступившей информации нужное для себя. Это подтверждает тот факт, что внушаемость — не такое и плохое качество, как кажется. Необходимо получать от информации пользу.

Основные признаки

Повышенная или чрезмерная внушаемость проявляется не только в состоянии транса, но и в поведении личности в привычных условиях. Готовность к подчинению влияет на личные и профессиональные качества личности. Она является идеальным подчиненным, работником, который может следовать за лидером и не оспаривать его авторитет. Она просто принимает чужие идеи – повышенная индивидуальная внушаемость сочетается с заниженной самооценкой, тогда мужчине или женщине трудно поверить в собственные силы.

Советы для таких людей – руководство к действию. Внушаемые и слабые люди быстро соглашаются и редко начинают споры. Они спокойные и закомплексованные. Такие люди зависимы от настроения окружающих, они заражаются общим настроением, вне зависимости от личностных предпочтений. Мера внушаемости подкрепляется дополнительными неблагоприятными условиями: на фоне повышенной тревожности и частых стрессов увеличивается готовность к подчинению. Доверчивость и апатичность внушаемой личности – помощники гипнабельности, определяют общее влияние гипноза.

Внутригрупповая внушаемость

Выделяют не только индивидуальную внушаемость, но и внутригрупповую – когда человек поддается идеям и взглядам той группы, в которой он находится. Человек постоянно входит в какую-то группу:

  • Группы в детском садике или школе.
  • Группа друзей.
  • Семья.
  • Коллектив, в котором он работает.
  • Социум.
  • Кружок, где человек занимается саморазвитием.

Внушаемость внутригруппового характера является безусловной, то есть человек полностью перенимает те идеи и взгляды, которые бытуют в группе. Здесь речь идет об общественном мнении, от которого многие люди пытаются избавиться. С другой стороны, возникает вопрос: зачем человеку дана внутригрупповая внушаемость? Психологи дают ответ: благодаря внушаемости (податливости и подчинению) человек позволяет себе стать частью той группы, в которой он находится. Иначе он бы не смог влиться в тот коллектив, где все участники должны подчиняться групповым правилам и идеям, независимо от личного желания.

Желание человека быть в коллективе, частью какой-то группы, пользоваться уважением и привилегиями заставляет его быть внушаемым, то есть поддаваться влиянию и диктовать ему, что думать и как себя вести.

Авторитетное внушение

Престиж или авторитет помогают обеспечить постоянное принятие идеи. Мы обычно принимаем внушения от старших, которыми мы восхищаемся и которых уважаем. Мы также принимаем советы от тех, кто превосходит нас в знаниях, опыте, престиже и статусе.

Чем объясняется внушение авторитета?

Росс говорит: «Если один человек почтительно относится к другому, он с готовностью примет его убеждения, мнения и взгляды, и это верно для всех внушений, будь то в гипнозе или в нормальном состоянии. Мы все склонны принимать внушения от авторитетных лиц, от людей, которыми мы восхищаемся, и от печатной страницы».

Таким образом, первое объяснение — отношение различия. Есть еще одно объяснение такой позиции. У нас такое отношение к другому, когда нам не хватает знаний и подготовки, чтобы противостоять его взглядам.

В основе этого отношения лежит отношение к другим. Дети подчиняются родителям и учителям, так как считают их превосходящими себя.

Простые люди подчиняются лидерам и ораторам на политической платформе, поскольку они смотрят на них с большим уважением.

Это также объясняется и тем, что некоторые люди впитывают и сохраняют привычное отношение уважения и послушания к другим (родителям, старшим, начальствам и лицам, находящимся у власти).

Образовательные последствия престижных внушений очень важны:

  • Учитель, будучи старшим по возрасту, знаниям и опыту, находится в положении, позволяющем делать внушения своим ученикам, которые могут принимать их неосознанно. Школьные преподаватели могут бессознательно воспитывать среди учеников заветные идеалы и гражданские качества.
  • Учебники, пользующиеся авторитетом печатных слов, не должны содержать ничего, что могло бы дать неверное отношение ученикам. Неправильные высказывания, сделанные в учебнике, могут стать серьезным опровержением правильным высказываниям учителя.
  • Учитель должен помнить, что его внушения будут приняты только тогда, когда он пользуется уважением и авторитетом. Когда авторитет теряется, все его прямые или косвенные наставления нивелируются.

Массовое внушение

Человек в группе очень похож на загипнотизированного, так как он склонен подчиняться большому количеству людей. Он принимает определенные взгляды, когда большое количество людей вокруг него придерживаются этих взглядов.

Внушение здесь зависит от простой силы числа, и оно называется «коллективное внушение». Групповое внушение играет большую роль в формировании индивидуального поведения.

Из-за боязни общественного мнения Рама бросил свою любимую жену Ситу. Вдовы в древней Индии жертвовали собой в погребальном костре своих мужей

Каждый мужчина или женщина, выбирая определенный образ действий, принимает во внимание социальное одобрение или неодобрение этих действий, думая «что люди скажут?»

Когда несколько человек внушают одно и то же (правильное или неправильное), человек принимает это без аргументов.

В «Панчатантре» есть история о том, как брахман был одурачен некоторыми злодеями, которые один за другим говорили ему, что ягненок, которого он нес с собой, был собакой, и бедный брахман вынужден был в это поверить.

Реклама зубной пасты производится через ряд агентств и СМИ, и это влияет на людей. Предвыборная агитация также проводится через несколько источников только для того, чтобы создать коллективное внушение.

Массовые митинги, шествия и агитация работают именно по этому принципу. Кампании по сбору подписей проводятся таким образом, чтобы масса людей, изначально не желающих присоединяться к определенному движению, подвергалась влиянию множества подписей.

Правительства также беспокоят массовые протесты.

Массовое внушение имеет ряд образовательных последствий:

  • Класс — это организованная группа. Если весь класс или большинство учащихся приходят к определенному решению, это влияет на отдельного ученика. Группа теперь обладает властью. Если большинство учеников сбиваются с пути, остальные также склонны следовать за большинством. Учитель должен быть осторожен с этим.
  • Учитель должен с пониманием относиться к классу. Он должен завоевать симпатии большинства. Если он не сможет завоевать их доверие, то может оказаться не в состоянии противостоять классу.
  • Когда учитель наказывает одного или двух учеников, он должен видеть, что большинство студентов на его стороне. В противном случае сработает массовое внушение, и может взбунтоваться весь класс.
  • Учитель должен создавать хорошие традиции в классе. Новичок автоматически приспосабливается к этим традициям. Таким образом, престиж класса или всей школы повышается.
  • Большинство — это авторитет. Если большинство учеников (студентов) придерживаются определенной традиции, все остальные должны следовать той же традиции.

Пример 1: В Мадрасе был проведен эксперимент в отношении школьной формы. Директор опасался, что закрепить форму не получится, поскольку родители, принадлежащие к среднему и низшему классам, будут возражать против этого.

Директор воспользовался массовым внушением. Он сумел обеспечить тридцать процентов учеников (которые были бедными) бесплатной формой. Когда они пришли в школу в форме, многие другие, которые могли себе позволить, последовали их примеру.

В течение некоторого времени от 20 до 30 процентов учеников не приходили в форме. Но со временем массовое внушение сработало и у них в голове, и они заставили своих родителей приобрести форму. Школа помогла лишь небольшому количеству семей, которые не могли купить сами.

Пример 2: Директор колледжа хотел сократить период каникул в интересах студентов. Если бы он созвал собрание персонала и сделал предложение, он бы проиграл. Но он лично убедил большинство членов коллектива, прежде чем он созвал собрание персонала.

Когда большинство сказали «согласен … согласна», несогласные участники собрания, которые оказались в меньшинстве, были озадачены и молчали.

Примеры

Внушаемость проявляется в повседневной жизни людей:

  • Кто-то становится свидетелем ссоры после школы. Когда позже его спросили о произошедшей «огромной битве», он вспоминает воспоминания, но неосознанно искажает их преувеличенными выдумками, потому что теперь он думает об этом событии как о «огромной битве», а не просто аргументе.
  • Родители говорят детям, что они хорошие певцы, поэтому с тех пор они считают себя талантливыми, в то время как их родители на самом деле ложно поощряют их.
  • Учитель может обмануть своих учеников AP Psych, сказав: «Внушаемость – это искажение памяти посредством внушения или дезинформации, верно?» Вероятно, что большинство учеников согласятся с ним, потому что он учитель и то, что он сказал, звучит правильно. Однако на самом деле этот термин представляет собой эффект дезинформации .

Однако внушаемость также может проявляться в крайностях, что приводит к негативным последствиям:

  • Показания свидетеля изменяются, потому что полиция или адвокаты вносят предложения во время допроса, в результате чего их и без того сомнительные наблюдения превращаются в искаженные воспоминания.
  • У молодой девушки начались мигрени, которые привели к недосыпанию и депрессии. Ее терапевт, который был специалистом по делам, связанным с жестоким обращением с детьми, неоднократно спрашивал ее, подвергал ли ее отец сексуальному насилию. Это предположение заставило юную девушку сфабриковать воспоминания о том, как ее отец приставал к ней, что привело к тому, что ее поместили в приемную семью, а ее отца судили по обвинению в жестоком обращении.

Как повысить внушаемость. Высокая внушаемость. Хорошо это или плохо?

Обычно внушаемость ассоциируется с гипнозом и в таком случае под внушаемостью понимается степень подверженности гипнотическому воздействию. Чем выше внушаемость тем проще и быстрей человек погружается в гипнотическое состояние и более легко воспринимает внушение от гипнотизирующего.

Но сегодня мы поговорим о внушаемости в повседневной жизни и будем понимать под ней характеристику личности, состоящую в подсознательной готовности менять свои убеждения под влиянием других людей. Причем не только при непосредственном контакте, но и через средства массовой информации (книги, газеты, журналы, сайты, радио, телевидение и прочее).

Рис. Высокая внушаемость. Хорошо это или плохо?

Принято считать, что высокая внушаемость это плохо. Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся. С одной стороны высокая внушаемость подразумевает некую податливость, изначальную готовность человека изменить свое мнение или взять на веру любую информацию. Этим могут воспользоваться не чистые на руку люди и это конечно же плохо. Именно по этой причине подавляющее большинство людей утверждают, что они абсолютно не внушаемы. Но как показывает практика это не так. Абсолютно не внушаемых людей нет. А утверждения о не внушаемости — всего лишь защитный механизм психики.

С другой стороны высокая внушаемость, при грамотном подходе, способствует саморазвитию человека. Например, искоренению вредных идей и взглядов, самостоятельному выходу из заблуждений и так далее. Если смотреть с этой точки зрения, то высокая внушаемость представляется очень даже полезной.

В общем, если сделать промежуточный вывод, то получается, что высокая внушаемость, как и любое другое явление имеет свои плюсы и минусы. И об этом хотелось бы поговорить более подробно.

Негативные аспекты высокой внушаемости

  • человек легко меняет свое мнение и порой может показаться, что своего мнения у такого человека вообще нет
  • люди с высокой внушаемостью чаще других попадаются в хитроумные сети мошенников
  • из-за того, что человек часто меняет свое мнение на противоположное, возможны различного рода конфликты

Позитивные аспекты высокой внушаемости

  • люди с высокой внушаемостью, как правило, более талантливы
  • внушаемые люди легче воспринимают новую информацию, они обладают пластичной психикой
  • высоко внушаемые люди более обучаемы

Заблуждения о внушаемости

Внушаемость одно и тоже, что гипнабельность . Несмотря на то, что эти понятия очень близки и тесно коррелируют друг с другом, внушаемость и гипнабельность разные вещи. Если кратко, гипнабельность — степень подверженности индивидуума гипнотическому воздействию. Внушаемость — некритичное принятие чужой точки зрения и готовность изменить собственное мнение под влиянием внешних факторов (другие люди, СМИ и прочее). Гипнабельность имеет прямую зависимость от внушаемости. Чем выше внушаемость, тем выше гипнабельность. Именно поэтому данные понятия часто путают, принимая одно за другое.

Есть абсолютно не внушаемые люди . Как было сказано ранее, высокая внушаемость не воспринимается как преимущество. Подсознательно защищаясь, некоторые люди утверждают, что они абсолютно не внушаемы. Запомните, это не так! Абсолютно не внушаемых людей не существует. Внушаемость обусловлена эволюцией и нужна для того, чтобы человек мог принимать новую информацию от других людей (под «принимать информацию» мы имеем ввиду следовать ей, а не просто воспринимать органами чувств). Когда в детстве Вас воспитывали родители или те, кто их заменял — они проводили акт внушения. Они внушали Вам, что одно делать хорошо, а другое плохо. Если Вы чистите зубы, здороваетесь со знакомыми, говорите в конце концов — это означает, что Вы в определенной мере внушаемы!

Надеемся, что теперь когда Вам зададут вопрос о внушаемости, Вы ответите, что это не хорошо и не плохо. Все в той или иной степени внушаемы. Но те, кто грамотно относятся к делу могут извлечь из внушаемости огромную пользу, другие же получат только вред. Уверены, что Вы относитесь к первым!

Как избавиться от внушаемости

Эти советы хоть и кажутся простыми, но достаточно эффективны и работают безотказно:

  • если у вас нет контраргумента своему собеседнику, вы автоматически признаете его правоту. Вы отстаивайте свою точку зрения, особенно если вы правы! Приведите довод в свою пользу в дипломатической форме и не бойтесь быть непонятыми;
  • научитесь говорить твердое “нет”, особенно в случае, если вы знаете, что это стоит сделать. Это облегчает жизнь и убережет вас от многих проблем в будущем;
  • не разрешайте собеседнику навязывать вам свое мнение в разных жизненных ситуациях, что чревато внутренним межличностным конфликтом.

Конечно, применить такие советы очень даже непросто, особенно психологически слабым личностям, поэтому начните с самых малых шагов. Это ваша жизнь и только вы вправе ей распоряжаться, как посчитаете нужным.

Признаки внушения. Внушение

Внушение играет важную функцию в жизни человека. Любые действия (поступки) человека продиктованы первоначально полученным внушением. Внушение может исходить как из внутренних побуждений (самовнушение), так и быть получено от других людей (гетеровнушение). Внушение становится возможным в результате быстрого перехода клеток головного мозга в тормозное состояние. Поэтому основным психофизиологическим механизмом внушения является разорванность в результате снижения тонуса коры больших полушарий головного мозга слаженной работы коры мозга, и возникновение функциональной нервно-психической разобщенности всей корковой деятельности (К.И.Платонов, 1957). Внушение становится возможным тогда, когда удается снизить критичность психики, критичность сознания. (Ю.В.Каннабих, 1928). Академик В.М.Бехтерев (1903) обращал внимание, что внушение становится возможным в случае если удается воздействовать на человека в обход его критической личности. Академик И.П.Павлов (1950) писал, что внушение происходит при раздражении словом, заключающим в себе приказ гипнотизера, больших полушарий коры головного мозга, в результате чего вызывается эмоция из-за раздражения подкорки, и рождаемое вследствие этого отрицательная индукция благодаря малому сопротивлению распространяется на всю кору головного мозга, поэтому слово или приказ являются изолированными от всех влияний, и человеку уже ничего не остается как подчиняться.

Роль внушения в образовании

Мы рассмотрели, что такое внушение в психологии и обсудили образовательные последствия внушения при рассмотрении каждого отдельного типа внушения. Теперь можем обобщить.

Роль учителя

Учитель обладает престижем, авторитетом и уважением. Он может использовать это для внушений. Учитель должен попытаться завоевать уважение с помощью своей образованности, опыта и такта, и стараться избегать наказаний и негативных ситуаций.

Роль ученика

Ученик должен позволить себе руководствоваться мыслями своих родителей и более опытных учителей. Учитель имеет право «вкладывать свои знания и жизненный опыт в общий котел, из которого каждый растущий ум его маленького сообщества может извлечь, что ему нужно».

Формирование признаков

Внушение помогает в усвоении информации, нравственном поведении, эстетическом развитии и формировании характера. С помощью внушения могут быть привиты хорошие привычки поведения и ценные интересы.

  • Моральное влияние старших обычно улавливается ими.
  • Люди, окружающие ребенка, являются главным источником внушений, формирующих его жизнь.
  • Изучение биографий влияет на характер.
  • Эстетически украшенный школьный городок воспитывает эстетическое чувство.
  • Чувства всех типов (моральные, эстетические, патриотические и т. д.) развиваются по внушению старших.

Влияние материальных инструментов

Материальное окружение также оказывает свое наводящее влияние. Печатная страница дает авторитетное внушение. Следовательно, учебники должны иметь высокие стандарты качества.

Биографии великих лидеров будут наводить на мысль о патриотизме и самопожертвовании. Классные комнаты по различным предметам должны быть оформлены и украшены иллюстрациями, создающими наводящую атмосферу.

Эффект способа внушения

Негативных внушений следует избегать. Положительные внушения имеют желаемый эффект. Отрицательное самовнушение деморализует человека. Следовательно, следует поощрять положительное самовнушение.

Эффективно использование авторитетного и коллективного внушения и избегание противопоставлений.

Постоянное использование внушения также вредно, поскольку оно воспитывает привычку к покорности. Учеников можно побуждать к самостоятельному исследованию вопроса с возможностью прийти к собственному заключению.

Внушение и страх

Внушение лучше всего работает при отсутствии страха.

Дети-правонарушители нуждаются в сочувственном отношении в сочетании с позитивным внушением. Разочарованный ребенок может обрести уверенность в себе посредством самовнушения.

Ограничения внушения

Высказанные внушения очень часто теряют свою эффективность и наносят ущерб критическому суждению и инициативе учеников.

Дамвиль говорил: «В науке, истории, географии, арифметике и даже в значительной степени в литературе главная цель учителя должна состоять в том, чтобы побудить детей исследовать и прийти к своим выводам. Они не должны склоняться к пассивному восприятию всего, что им говорят их учителя».

  • Принуждение и страх не должны сопровождать внушение.
  • Лица, которые твердо убеждены, предубеждены или имеют жесткое отношение, не принимают внушений. Старые бабушки наименее внушительны. Старые консервативные учителя вряд ли примут какое-либо полезное, но новое внушение от молодых учителей.
  • Идеи, не поддерживаемые большинством, какими бы полезными они ни были, не принимаются с готовностью.

Несмотря на все эти ограничения, внушение — это психологический инструмент, который творит чудеса в руках умелых учителей, родителей и психологов.

А какие внушения сделали или приняли вы? Пишите в комментах.

П.С. Получите бесплатно мою пдф-книгу «Счастье?! Как впустить в свою жизнь то, без чего оно невозможно» здесь и получайте позитивные внушения! Будьте здоровы!

Что такое внушаемость

Это качество личности в психологии рассматривается как подверженность человека воздействию окружающих, но не всякому воздействию, а такому, которое содержит в себе признаки внушения. Поэтому рассмотрим сначала именно это психическое явление.

Внушение как социальное влияние

Социальное влияние, которому мы подвергаемся постоянно: и дома, и на работе, и в компании друзей – разнообразно. И не все связано с внушением. Можно выделить два наиболее часто встречающихся вида воздействия: убеждение и внушение. Их бывает сложно различить, да и встречаются они часто вместе, в одном акте общения. Но различия у этих видов влияния принципиальные, и связаны они с отношением к информации.

  • Убеждение предполагает воздействие с помощью рациональных доводов, фактов, логики. Оно апеллирует к разуму и здравому смыслу.
  • Внушение основано на доверии к источнику информации, оно не связано с рациональной сферой, а опирается на веру и подсознательные механизмы психики. Например, может быть связано с фактором психологической защиты.

Эффективность внушения зависит, во-первых, от авторитета того, кто его осуществляет, во-вторых, от психологических особенностей объекта воздействия, то есть от степени его внушаемости.

Как проявляется внушаемость

Главный канал внушения – вера, когда человек не осмысливает полученную информацию, а просто принимает ее. Поступая в мозг, она минует рациональную часть психики, не подвергается критике и сразу становится частью опыта. В результате эти знания, убеждения, ценности воспринимаются человеком как свои собственные, и у него не возникает сомнений в их истинности.

Часто внушение отождествляют с гипнозом или суггестией, что не совсем правильно. Гипноз – это частный случай внушения, при нем критическая оценка информации отсутствует, так как человек находится в особом гипнотическом сне. Он-то и создает условия воздействия на мозг человека, минуя рациональную сферу. Но внушаемость может проявляться и в совершенно обычных условиях, что связано с целым комплексом причин, к которым относятся следующие:

  • Авторитет источника информации. Например, верующий не анализирует и не подвергает сомнению постулаты веры, записанные в священных книгах. Хороший учитель может стать источником внушения для учеников, а родители – для детей.
  • Дефицит информации в сочетании с ее значимостью. Если по какому-то жизненно важному вопросу информация отсутствует, то человек склонен даже ее крупицы и отдельные, ничем не подтвержденные факты воспринимать как абсолютную истину.
  • Психотропные средства и техники, которые отключают рациональную сферу мозга. К ним относится в том числе гипноз, а также другие техники, наркотические вещества и алкоголь.
  • Психологические особенности объекта внушения.

Последний пункт часто является доминирующим, комплекс этих особенностей и называют внушаемостью.

Повышенная саморетишизация. Повышенная внушаемость

Следует отметить, что на уровне соматических заболеваний у лиц, имеющих ПТСР существуют закономерности и особенности протекания. В частности: объективные методы исследований на начальной этапе не подтверждают наличие заболевания;

обычные методы лечения при выявленных заболеваниях дают кратковременный результат улучшения самочувствия;

поскольку ПТСР имеет психологическую основу, только с сочетанием психотерапевтических методов достигаются надежные результаты купирования ПТСР.

С целью купирования посттравматических стрессовых расстройств применяются специальные методы, овладеть и квалифицированно применять которые могут только специалисты. Как правило, эти методы вытеснение образа, гетеросугистивная терапия «временная линия «; группы психологической поддержки с моделированием деятельности, специальные методики психофизиологической регуляции и др. применяются с медикаментозными, терапевтическими методами лечения, общими методами восстановления и укрепления здоровья.

Для войсковых психологов, офицеров по работе с личным составом рекомендуются следующие методы снижения и купирования ПТСР среди военнослужащих.

Метод обсуждения стресса. Необходим как во время обычной жизнедеятельности войск, так и в ходе боевых действий, по выходу из них. Целями являются:

вооружение военнослужащих знаниями о закономерном характере проявлений астенических реакций в ходе выполнения задач, формах их проявлений, способах и методах самокупирования;

оказание косвенной и прямой групповой поддержки;

обмен опытом переживания стрессовых факторов, самореанизация и приобретение психологического опыта сопереживания, подкрепление уверенности в закономерности психологических реакций у большинства военнослужащих; получение нового опыта преодолений астетических реакций на факторы экстремальной обстановки.

Метод переключения внимания, включение в деятельность путем детализации и персональной четкости команд, изменение деятельности.

Формирование боевых групп, расчетов с учетом психологической устойчивости военнослужащих, характера предполагаемых психогений, наличия посттравматического опыта предыдущей службы.

По возможности использование средств восстановления и укрепления здоровья военнослужащих.

Включение в деятельность подразделений, военнослужащих элементов перебежек, ускоренных передвижений, возможности физических упражнений и в особенности коллективных спортивных игр с целью «сжигания «накопленную в организме под воздействием стрессовых факторов боя адреналина и порадреналина

Особое внимание уделяется военнослужащим, находившимся в процессе боя в состоянии вынужденной ограниченной подвижности – в окопах, в засаде, в бронетехнике, и т.п

Научение старших боевых групп, сержантского состава, офицеров робкого звена распознаванию реакций ПТСР и правильному реагированию на них, оказанию простейшей первичной помощи и поддержки.

Выделение военнослужащих с острыми реакциями ПТСР и направление их в тыл для стационарного восстановления или лечения.

Применения специальных медикаментозных средств, повышающих и поддерживающих психологическую устойчивость военнослужащих.

Организация в местах отдыха военнослужащих или ротации подразделений пунктов оказания первичной психологической помощи и поддержки. Своевременное выявление и учет военнослужащих, ранее получивших ПТСР.

В армейском лексиконе замена словосочетания ПТСР на обозначения «боевая усталость «» боевая травма «.

Проблема ПТСР является актуальной и социально значимой, требует дальнейшей разработки и опробирования новых средств, методов подражания и восстановления психического здоровья военнослужащих.

Итог

Внушаемость зачастую бывает неосознанной. Определенные черты характера и готовность человека доверять внешней информации делают его внушаемым. Сомнения в собственных знаниях либо полное их отсутствие еще больше способствует внушаемости.

Лишь критическое мышление, когда человек не доверяет, проверяет, сам делает выводы, не позволяет ему быть внушаемым. С другой стороны, внушаемость позволяет человеку быстро входить в те группы, где он хочет находиться, а также быстро устанавливать благоприятные межличностные отношения с окружающими, не провоцируя конфликтов и споров на разногласии мнений и взглядов. То есть человек готов жить в соответствии с чужими взглядами и мнением, чтобы только не провоцировать конфликтов и быть всегда принятым другими людьми.

Методы борьбы

Если особа сильно поддается внушаемости, это доставляет ей и ею окружению массу проблем. Часто чужое ненужное мнение создает барьер в отношениях между близкими или друзьями. Способы борьбы с чувством внушаемости:

  • работайте над повышением самооценки;
  • активное развивайте навыки абстрактного мышления;
  • учитесь оперировать фактами;
  • умейте проверять преподнесенную информацию;
  • научитесь обрабатывать информацию, анализировать и извлекать только полезные данные;
  • участвуйте в тренингах по развитию критического мышления.

Высокая степень внушаемости не позволяет жить своей жизнью. Все эмоции, взгляды, понятия притупляются, отодвигаются на второй план. Такой индивид поддается стрессам, которые ведут к полной абстракции и безвольности. Если ему на пути попадается личность с хорошими помыслами, позволяющая поверить в свои силы, тогда внушаемость станет верным попутчиком.

Оцените статью
Добавить комментарий