8 методов творческого мышления, которые помогут придумать гениальную идею

Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.

Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

Этапы становления творческого мышления

image

  • Подготовка

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

  • Попытка к размышлению

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

  • «Высиживание» идеи

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

  • Творческое озарение

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

  • Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

  • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
  • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
  • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
  • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
  • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
  • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

Типы и особенности творческого мышления

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно — образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления

  • Неординарность

Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

  • Многосторонность

Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

  • Гибкое восприятие

Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

  • Адаптированность

Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

Развитие детей

Постарайтесь оградить детей от стереотипов. Родителям необходимо:

  • дать ребенку право на ошибки, без которых невозможно создание нового;
  • перестать постоянно контролировать малыша. Пусть он самостоятельно и без подсказок взрослых рисует, творит, пробует что-то новое. При необходимости он сам попросит о помощи;
  • дать свободу выбора. Ребенок способен сам определиться, в каком кружке заниматься или во что одеться;
  • не давить на ребенка. Обычно чрезмерные ожидания не оправдывают себя, а только отбивают стимул к занятию;
  • не сравнивать малыша с его друзьями или другими детьми. Он должен быть уверен в вашей любви в любой ситуации.

Читайте далее: Развитие психики

Любое действие должно совершаться с удовольствием, что важнее совершенства. Забудьте слова «правильно» и «неправильно», и пусть ребенок исследует, ошибается, рискует, чувствует себя свободным в осуществлении творческих замыслов.

Связь воображения и творческого мышления в психологии

Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:

  • Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.
  • Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи
  • Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

Воображение человека бывает:

  • Активное помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.
  • Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.
  • Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.
  • Репродуктивное. Воображение репродуктивное —это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

Как активизировать творческое мышление

В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

  • Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».
  • Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

Что такое креативность

Впервые термин предложен психологом Джоем Полом Гилфордом в середине прошлого века. Понятие тесно переплетается с двумя латинскими словами: «creative» — творческий и «creatio» — создание. В английском языке есть синоним слова «креативность» — созидательность.

Интересный факт! Креативность и творчество, по мнению психологов, это сестры, которые во многом схожи, но у них разные характеры.

Креативность связана с конкретной деятельностью, определенными усилиями. А творчество — это, прежде всего, свобода, отсутствие правил и рамок.

Таким образом, креативность — способность человека к нестандартному мышлению, остроумному, смелому принятию решений с применением целого комплекса инструментов, ресурсов, знаний и опыта. Близкое по смыслу слово — смекалка.

Примечательно, что относительно появления креативных способностей существуют разные версии. По одной из них формировался креатив долгое время под влиянием культурных и демографических изменений. А по другой версии умение мыслить креативно появилось приблизительно 50 тысяч лет назад из-за мутаций на генетическом уровне.

Творчество и креативность

Многие ошибочно полагают, что творчество и креативность — это одинаковые по значению понятия. В таком случае — зачем нужно было выдумывать какую-то креативность, если есть творчество? Дело в том, что творчество — это процесс, а креативность — это способность (врожденная или развитая), которая помогает творить. Если рассматривать на практике, творческие люди — это художники, фотографы, писатели, которые реализуют себя через творчество. Термин «креативный» в большей степени подойдет к профессиям бизнеса — маркетолог, дизайнер, бренд-менеджер.

Итак, творчество — больше духовное и возвышенное, а креативность тяготеет к материальному. Более того, понятие творческий в бизнесе звучит несерьезно и даже немного оскорбительно, а вот креативный — это похвала и высокая оценка результатов работы.

Важно! В современном мире слово креативный больше смещается в направлении оригинального, нестандартного и главное — созидания чего-то нового.

Доказано, что креативность напрямую зависит от того, как протекают психические процессы, соответственно, пристальное внимание этому явлению и понятию уделяют психологи.

Креативное мышление в психологии

Психологи описывают креативность как устойчивую характеристику, которая определяет степень одаренности человека. Креатив, по мнению психологов, внутренний потенциал, способный раскрываться и проявляться, когда требуется выполнить определенное задание.

Абрахам Маслоу отмечал, что креативность — универсальное человеческое качество, которым обладают люди, стремящиеся к абсолютному раскрытию личных возможностей. Творчество помогает человеку действовать не шаблонно, а креативно, значит, оригинально.

Психологи предлагают 10 критериев, которые помогают оценить степень креативности человека.

  1. Каждый человек креативен. Это утверждение психологи предлагают принять в качестве аксиомы. Все дети в душе художники, но по мере взросления быт и проза жизни накладывают свой отпечаток.
  2. Креативность — реакция человека на жесткие рамки и ограничения. Чем жестче ребенка контролировали в детстве, тем креативнее он окажется, повзрослев. Таким образом, человек выражает внутренний протест на запреты.
  3. Скука, однообразие бытия пробуждают креатив. Обратите внимание, чем неприметнее человек и его профессия, тем ярче может проявится его креативность. Мозг устает от однообразия, рутины, требует новых впечатлений.
  4. Креативность в соединении. Доказано, что у разных культур дети чаще вырастают креативными, так как им приходится приспосабливаться к разным нормам и правилам.
  5. Креативность появляется в пустоте, ведь ее требуется заполнить. Речь идет о пустоте в личной жизни, работе, эмоциях.

Интересный факт! Положите перед человеком белый лист, креативная личность обязательно что-то на нем нарисует или напишет, потому что белое полотно для него невыносимо.

  1. Обязательное условие креативности — общение с людьми. Этот факт подтверждают многие представители креативных профессий. Творить можно только под влиянием других людей, их таланта, опыта.
  2. Креативность многозадачная. По настоящему креативный человек способен удерживать в голове огромное количество информации и выполнять одновременно множество задач.
  3. Креативность — способность посмотреть на задачу, ситуацию под другим углом. Научитесь подвергать сомнению все, что видите, слышите, старайтесь переворачивать даже очевидные истины с ног на голову.
  4. Креативность — способность выйти за рамки. Решайтесь делать то, что никогда бы раньше не сделали, поскольку креативность начинается именно там, где заканчиваются рамки.
  5. Креативность сродни гипнозу. Настоящая креативность способна увлечь целые массы. Революции творят креативные люди, способные влиять на сознание других людей.

Важно! Отличительные свойства креативного человека — уровень IQ выше среднего, но не слишком высокий, гибкое мышление и основной жизненный принцип — творчество.

Зачем нужно креативное мышление

Психологи отмечают, что креативность — гибкость мышления, посредством которой человек может думать, видеть гораздо больше обычного человека, смелее проявлять идеи, не следовать условностям и правилам. Очевидно, что при стандартном мышлении важные решения принимаются шаблонно, под влиянием стереотипов. В ситуациях, где креативность поможет найти возможности, стандартное мышление увидит только препятствия.

Креативное мышление — своего рода феномен, особый спусковой крючок азарта. Чем нестандартнее мышление, тем интереснее человеку найти как можно больше решений, а не следовать первому пришедшему на ум плану.

В повседневной жизни нам приходится принимать огромное количество решений, некоторым людям этот процесс кажется увлекательным, интересным, но есть люди, которым определиться сложно. Если вы принадлежите ко второй категории людей, развивайте креативность и вскоре заметите, что ваше мышление становится гибким.

Важно! Креативность — не просто современная тенденция, а необходимая черта, с помощью которой вы будете проживать жизнь ярче, насыщеннее, станете смелее.

Креативность в современном мире

В современном мире часто происходит подмена понятий. Дело в том, что слово креатив используют слишком часто и в результате оно приобрело несколько искаженный смысл, означающий нелепость, несуразность

Необходимо отчетливо понимать, что подмена понятий в данной ситуации может сыграть с вами злую шутку. Например, одевшись в странный костюм, человек будет выглядеть странно, безвкусно. Возможно, оригинально, но это не будет иметь никакого отношения к креативу.

Важно! Часто креативом оправдывают неудавшийся комплект одежды, стрижку, макияж, подарок.

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

  • Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

  • Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Стереотипы

Талантливый человек талантлив во всем. Каким талантом обладаете вы? Не может быть такого, что таланта нет: даже песня, исполненная на корпоративе, вполне может оказаться признаком настоящего таланта. Все дело в стереотипах, которые нам навязывает сама жизнь или люди, которые окружают нас с самого детства. Именно они говорят нам, что такое «хорошо», а что такое «плохо». В итоге мы, как стойкие оловянные солдатики, выполняем задания четко по инструкции.

А теперь вспомните, как в детстве запросто выходили из любой ситуации. Не можете вспомнить себя, внимательно посмотрите на то, как это делает ваш собственный ребенок.

Первое, что отличает дитя от взрослого человека – возможность свободно мыслить образно. Каждое слово для ребенка – целая картина, каждое событие – сказка. Сам малыш легко может перевоплотиться в любого сказочного героя и для этого ему необязательно ждать костюмированного утренника. Внешнее сходство с известным персонажем его мало волнует, у него ко всему креативный (отличный от общепринятого) подход.

С годами мы теряем эту дорогу. Мы узнаем правила, которые редко хотим нарушать. Все потому, что так проще, привычнее. Такие действия не вызывают негодования (зависти) коллег, не доводят до бешенства (непонимания) родителей/мужа/жену/ и так далее.

Люди в большинстве своем соглашаются на игру по шаблонным правилам. А потом человеку становится скучно с самим собой, с семьей, с друзьями. Тем временем «безбашенная» одноклассница Юлька уже возглавила отдел в крупной государственной корпорации, ее муж – известный и модный фотохудожник (он, кстати, тоже «не от мира сего»). Они счастливы, и скоро у них появится их первый и, безусловно, талантливый ребенок.

Так и вам есть к чему стремиться.

Креативность – это всего лишь способность в обычных условиях со всеми известными составляющими собрать нечто такое, что заставит если не перевернуться мир, то хотя бы взглянуть на вещи по-другому.

Поэтому креативных людей особенно ценят в рекламных агентствах. Именно они заставляют покупать то, что еще пять минут назад мы и не хотели вовсе. Это они заставляют нас глотать слюну при одном появлении на экране «низкокалорийного» йогурта. Это они знают, как направить наши стандартные мысли по любому нужному им пути.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») — представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Креативный человек – кто это?

Нейронаука относит креативность к комплексным процессам, включающим когнитивные процессы, нейронные связи и эмоции. При этом целостная картина творческого мышления до настоящего времени не определена.

По наблюдениям американского психолога Скотта Барри Кауфмана, креативные личности:

  • любят мечтать. Именно процесс мечтаний приводит чаще всего к внезапным озарениям и появлению новых идей;
  • отличаются наблюдательностью и любознательностью. Источниками информации и новых идей для них могут послужить любое происходящее событие или человек;
  • часто рискуют, при этом не боятся поражений. А жизненные неурядицы могут привести к новым идеям;
  • не стремятся к вознаграждениям и признанию. Их волнует процесс созидания;
  • часто находятся в «потоковом состоянии», когда полностью сосредотачиваются на своей деятельности;
  • в отличие от обычных обывателей задают гораздо больше вопросов;
  • прислушиваются к своему внутреннему голосу;
  • обладают свободным, гибким мышлением. Имеет неограниченное количество идей, вариантов и их сочетаний, которые в дальнейшем приведут к нужному результату.

В своей жизни креативные люди игнорируют общепризнанные правила, положения и теории, а иногда противоречат им.

Оцените статью
Добавить комментарий