Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте

В детском и подростковом возрасте могут проявиться самые разные психиатрические заболевания. Их симптоматика, хоть и имеет важнейшие признаки, позволяющие диагностировать расстройство, но, все же, существенно отличается от картины, которая наблюдается у взрослых людей.

К тому же, существуют состояния, характерные именно для детского или подросткового возраста. При дальнейшем взрослении они могут исчезнуть вовсе. Но это не означает, что появление детских психических расстройств можно игнорировать.

Расстройства личности (в устаревшей терминологии – психопатии)

стойкие, возникающие в детско-подростковом возрасте и сохраняющиеся в периоде зрелости, тяжелые нарушения характера и поведения индивидуума, сопровождающиеся социальной и/или образовательной дезадаптацией. Причиной обращения к специалисту при расстройствах личности, как правило, выступают вторичные по отношению к расстройству социальной и учебной адаптации полиморфные тревожные, депрессивные и астенические реакции.

Согласно современному диагностическому руководству DSM-V, расстройства личности подразделяются в соответствии с доминирующим типом характерологических нарушений на 3 основных кластера – А, В, С.

Кластер А (параноидное, шизоидное, шизотипическое РЛ) характеризуется устойчивыми нарушениями характера с преобладанием интровертированности, эмоциональной холодности, социальной отгороженности и/или своеобразием мышления, эксцентричностью (в отдельных случаях – отчетливой чудаковатостью) поведения и хобби.

Кластер В (пограничное, истерическое, нарциссическое) с преобладанием обостренной жажды признания, демонстративности, эмоциональной неустойчивости, безответственности и недостаточности волевого контроля поведения (безрассудство, инфантильность и эгоцентризм поступков).

Кластер С (избегающее, зависимое, обсессивно-компульсивное РЛ) определяется устойчивыми нарушениями характера типа болезненной тревожности, застенчивости, несостоятельности, склонности к избеганию минимальных жизненных трудностей с зависимостью от контроля и опеки родных, и/или патологическим перфекционализмом, регламентированностью с легкостью возникновения страхов и опасений.

Для постановки диагноза расстройств личности в клинической практике используются клинические критерии, заявленные в современных диагностических руководствах (МКБ, DSM) – в частности:

  • Недостаточность адаптации имеет стойкий, жесткий и устойчивый характер
  • Выраженное расстройство или нарушение функционирования в результате неадаптивного поведения
  • Относительная стабильность и раннее начало неадаптивной поведенческий модели

В нашей клинике пациентам гарантированы следующие преимущества:

  1. У нас в клинике , одной из немногих частных клиник в Москве, имеется свой собственный стационар повышенной комфортности, что позволяет эффективно осуществлять лечение под присмотром широкого круга специалистов. В палатах на 1-3 человек созданы оптимальные условия для комфортного пребывания, в том числе и подростка (или ребенка) совместно с родителями.
  2. В стоимость пребывания в стационаре и лечения в целом включено наличие всех необходимых препаратов и процедур. Цена лечения закрепляется в договоре и не меняется в процессе, то есть Вы не несете никаких дополнительных расходов.
  3. В клинике представлены врачи с узкой специализацией , которые обеспечат грамотный подход к процессу терапии.
  4. В зависимости от тяжести течения и типа заболевания мы используем разные формы лечения — полноценный стационар в клинике, ночной и дневной стационары, лечение на дому с выездом специалиста.
  5. Мы ведем работу с родственниками больных психозом , оказываем им поддержку и учим правилам поведения и помогаем выработать правильное отношение к проблеме. Занятия проходят в групповой форме.
  6. Лечение ведется 100% анонимно. Гарантируем полную конфиденциальность.
  7. Специалисты клиники ведут научную деятельность , участвуют в конференциях, изучают и практикуют новые методы лечения психических расстройств.

Психосоматические расстройства (соматоформные/соматизированные и ипохондрические расстройства)

Включают в себя широкий спектр психических патологий, имитирующих заболевания соматического круга (кардиопатологии, расстройства желудочно-кишечного тракта, вегето-сосудистая дистония, длительное повышение температуры до субфебрильных значений, крапивницы и др.), и сопровождающихся устойчивой тревогой о собственном здоровье и убежденностью в органической природе страдания.

Отличительной особенностью выступают стойкие, длительные и тягостные болевые телесные ощущения, локализующиеся в определенной системе организма, не обнаруживающие по данным функциональной диагностики реальных соматических нарушений.

Вне зависимости от специфики телесных ощущений, суть психосоматических расстройств заключается в виде невротической ипохондрической реакции с фиксацией на собственной болезни, непропорциональной интенсивности восприятия болевых феноменах, ограничении жизни «поведением в болезни» (систематическое обращение к врачам; недоверие данным анализов, опровергающих наличие предполагаемого заболевания, отказ от образовательных и/или повседневных нагрузок).

К классическим вариантам соматоформных расстройств подросткового возраста относятся: синдром раздраженного кишечника, психогенный метеоризм, невроз мочевого пузыря, термоневроз, краниоалгии (головные боли напряжения), псевдоаллергии, нейрогенный псориаз.

Проблемы подрастающего поколения

Ведущие российские психиатры, к своему сожалению, отмечают значительный рост различных форм психических нарушений у детей. По данным научно-исследовательских институтов, число полностью здоровых и оптимально адаптированных учащихся в школах колеблется от 29 % в начальных классах до 16 % в 6-9 классах. Как видим, наиболее часто психические расстройства встречаются у подростков. Причем у каждого пятого — в тяжелой форме. Но лишь около 40 % из них обращаются к специалистам.

Психические болезни детей представляют угрозу национальной безопасности. В «Клинике Федоровых» отмечают: большинство расстройств, от которых страдают взрослые, возникли уже в раннем возрасте. Своевременная диагностика позволяет предотвратить последующие страдания. Незамедлительное вмешательство даст шанс детям с отставанием в развитии стать полноценной личностью с высоким потенциалом.

Аффективной патологии

К наиболее распространенному варианту аффективной патологии подросткового возраста относятся депрессивные расстройства. Острая потребность в ранней диагностике и специализированном лечении определяется высоким суицидальным риском этой группы пациентов.

В современной клинической практике депрессивное расстройство определяется как хроническое состояние подавленного настроения, сопровождающееся снижением жизненного тонуса, апатией, утомляемостью, расстройствами сна и аппетита.

На первый план в психическом статусе больных выступают подавленность, тоска с чувством тяжести в груди, апатия и тревога. Специфика варианта снижения настроения определяется клинической формой депрессивного расстройства (тревожные, апатические, тоскливые и др. депрессии). Пациенты утрачивают прежнюю живость, становятся утомляемыми, ранимыми и восприимчивыми к минимальным эмоциональным провокаторам– снижается их учебная продуктивность, появляется нехарактерная ранее плаксивость, замкнутость, склонность к болезненному самобичеванию и формированию идей собственной несостоятельности и малоценности. Отмечаются расстройства сна по типу бессонницы и трудности пробуждения. Аппетит снижается, или, в случае тревожных депрессий, видоизменяется по типу компульсивных перееданий.

Следует обязательно учитывать тот факт, что депрессии официально признаются психическим заболеванием, этиологией которого выступают нейромедиаторные расстройства, в связи с чем в обязательном порядке требуют своевременного медикаментозного лечения. Психотерапевтическая коррекция в лечении депрессивных расстройств выступает в качестве значимого, однако, в большей мере вспомогательного инструмента, и не может выступать равноценной заменой психофармакотерапии. Игнорирование необходимости приема специализированных медикаментозных препаратов чревато нарастанием тяжести депрессивных симптомов и увеличением суицидального риска.

Диагностика и лечение психических нарушений у детей и подростков

Диагностика любых расстройств со стороны психики должна проводиться психиатром или психотерапевтом. В последнее время все чаще синдром гиперактивности диагностируется педиатрами, не имеющими соответствующих знаний и навыков. Если у ребенка имеются признаки одного или нескольких видов психологических расстройств, то необходимо сразу же обратиться к специалисту. Только опытный психиатр сможет отличить ошибки в воспитательном процессе от нарушений психики, и, при необходимости, назначить медикаментозное лечение.

Как упоминалось выше, некоторые виды психических расстройств в детскомподростковом возрасте могут самопроизвольно корректироваться с течением времени. Но большинство из них только усугубляются без должного лечения и коррекции. Специалисты Психоэндокринологического Центра имеют возможность:

  • провести исследования, с целью выявления психологических расстройств у детей и подростков;
  • диагностировать заболевание, определить его форму и оценить тяжесть;
  • назначить психотерапевтическое и медикаментозное лечение.

Многих родителей от обращения к доктору удерживает боязнь огласки. Никому не хочется, чтобы его ребенок жил с клеймом «психа». Персонал нашего Центра гарантирует каждому пациенту полную конфиденциальность и индивидуальный подход.

В своей работе специалисты Центра активно используют новейшие методики и разработки. Психотерапевтические и реабилитационные мероприятия проводятся в полном объеме. Медикаментозное лечение назначается детям лишь в тех случаях, когда это действительно необходимо. При этом маленький пациент принимает одно единственное лекарство, специалисты называют такой подход к лечению монотерапией.

Поведенческие расстройства

подросткового возраста отличаются особой вариативностью и полиморфизмом проявлений. Наиболее распространенным вариантом ПР, в особенности дезадаптирующий подростков на социальном и образовательном уровне, выступает так называемый гебоидный синдром, характеризующийся болезненным заострением и искажением эмоционально-волевых особенностей личности, свойственных пубертатному возрасту (патологический пубертатный криз).

Клиническая картина гебоидного синдрома определяется грубыми расстройствами поведения, несоответствующими врожденному характеру подростка, с появлением грубости, враждебности, нетерпимости, склонности к асоциальным и антисоциальным поступкам, выраженным расторможением и извращением примитивных влечений (сексуальная раскрепощенность, алкоголизм, наркомания и т.д), утратой или ослаблением высших нравственных установок (утрата табу, социальной дистанции, извращение понимания границ добра и зла).

Гебоидный синдром приоритетно встречается в инициальном или манифестном периодах шизофрении и расстройства шизофренического спектра, вследствие чего требует обязательного наблюдения и лечения у врача психиатра.

Психические расстройства и нарушения поведения в детско-подростковом возрасте. Таблицы

1. Двигательное беспокойство, непоседливость: дети часто двигают руками, ногами, крутят головой, теребят вещи и одежду, ерзают, вертятся, переминаются, топчутся, кривляются, совершают ненужные действия с предметами, многократно встают, блуждают по комнате и т. п. Некоторые дети беспокойны даже во сне, постоянно крутятся в постели и за ночь могут упасть с постели не один раз. При ходьбе дети часто спешат, срываются на бег, опережают своих спутников. Избыточная подвижность некоторое время может отсутствовать, если ребенок смотрит увлекательную телевизионную программу, увлечен игрой или поглощен каким-то зрелищем, но она значительно усиливается, если ему нужно делать домашние уроки или что-нибудь другое, что требует сосредоточенности активного внимания. Она менее заметна в структурированных ситуациях, требующих определенного поведения, нежели в свободных, неструктурированных

2. Неспособность по просьбе или в игре более 3–5 секунд оставаться в покое, не двигаться

3. Постоянная отвлекаемость внимания на внешние, второстепенные стимулы, не имеющие значения в контексте данной ситуации

4. Нетерпеливость, например неспособность ждать своей очереди в играх, групповых мероприятиях, неспособность отложить удовольствие, потребность в немедленном удовлетворении своих желаний

5. Неспособность размышлять над ответами на вопросы, ответы невпопад, даются первой мыслью, которая приходит в голову, нередко не дослушивается и сам вопрос

6. Трудности в следовании инструкциям извне (не из-за стремления противоречить или их непонимания, а из-за того, что пациенты не могут сосредоточиться и внимательно выслушать наставления взрослых)

7. Неспособность длительно поддерживать внимание при выполнении определенного задания или в игровой деятельности

8. Неспособность доводить дела до их завершения

9. Неспособность хранить молчание в игре, часто повышенная говорливость

10. Трудности в поддержании диалога: не дослушивается сказанное собеседником, перебивается чей-то разговор, вмешательство в посторонний разговор

11. Дети часто не слушают, пропускают мимо ушей что-то им сказанное

12. Часто теряются вещи, нужные для выполнения задания, или забывается, где они были оставлены

13. Неосторожность, частые падения с высоты, в ямы, в воду, повышенная склонность к травмированию

14. Эмоциональная неустойчивость, частые перепады настроения, легкие переходы от смеха к слезам, иногда депрессия, беспредметная тревога, суетливое беспокойство («тревога тела»)

15. Импульсивность, непредсказуемость в поведении, тенденция действовать, не думая о последствиях своего поведения, отчего могут совершаться опрометчивые или даже опасные поступки

16. Неаккуратность, небрежность, неряшливость

17. Несобранность, неорганизованность, неспособность планировать, соблюдать порядок и дисциплину. В общении с взрослыми пациенты часто бывают слишком фамильярными или даже развязными, нахальными, из-за особенностей своего поведения они часто отвергаются сверстниками

18. Раздражительность, обидчивость, агрессивность (у 75% пациентов)

19. Нередко встречаются общий дефицит координации, снижение памяти и умственных способностей (IQ у многих пациентов ниже 100%, наблюдаются персеверации, буквальность мышления, его конкретность или неспособность учитывать контекст происходящего), специфические нарушения способностей к обучению (чтению, письму, счету), расстройство развития артикуляции речи, дефекты развития слуха и зрения, одинаковое владение обеими руками (отсутствие доминирующей руки), быстрые чередующиеся движения, нечеткие знаки резидуально-органической недостаточности головного мозга, нарушения сна, аппетита, явления вегетодистонии, изменения электрической активности на ЭЭГ и тенденция к развитию антисоциальных личностных качеств

20. Обычными являются вторичные психологические нарушения: снижение самооценки, чувство собственной неполноценности, неуверенность в себе, подавленность настроения, склонность к самообвинению, самоистязаниям, уходы с уроков, гиперкомпенсаторное поведение (лживость, бахвальство и т. п.)

21. Часто наблюдается негативное отношение к пациентам со стороны родителей, педагогов и воспитателей, особенно если поведение пациентов они воспринимают как избалованность, невоспитанность или склонность к хулиганству

22. Течение заболевания хроническое, ремиссий до 12 лет обычно не наблюдается. После 12 лет пациенты постепенно становятся более спокойными, несколько позднее улучшаются показатели активного внимания. У 20% пациентов признаки расстройства могут сохраняться в течение неопределенного времени

Симптомы и признаки

Все подростки время от времени ведут себя странно.

Они протестуют, стремятся к самовыражению не всегда привычными способами, грустят, проявляют агрессию.

Такое поведение считается нормальным и не требует корректировки.

Насторожить родителей должны следующие симптомы:

  1. Длительная меланхолия (более 3-4 недель).
  2. Неконтролируемая жестокость, опасная для окружающих.
  3. Попытки суицида, членовредительства.
  4. Внезапные приступы страха, паники, сопровождаемые нарушением дыхания и сердечного ритма.
  5. Длительный отказ от еды.
  6. Неряшливость, безразличие к своему внешнему виду.
  7. Плохая концентрация внимания, ухудшение памяти, восприятия.
  8. Невозможность адаптироваться в коллективе.
  9. Постоянная смена поведения от патологической веселости до приступов меланхолии.
  10. Отказ от общения не только с родителями, но и с друзьями.
  11. Длительные истерические припадки.
  12. Ощущения болей и других симптомов болезней, которых на самом деле у ребенка нет.

Профилактика

Профилактика психических расстройств делится на первичную и вторичную.

Первичная заключается в недопущении возникновения заболевания.

Вторичная — это закрепление результата лечения и предотвращение рецидива.

Не допустить возникновение заболевания иногда невозможно, учитывая наследственную природу многих болезней. Однако, существенно снизить риски помогут следующие меры:

  1. Здоровый образ жизни.
  2. Отказ от вредных привычек.
  3. Занятия спортом.
  4. Активная общественная жизнь подростка.
  5. Хобби, общение с друзьями.
  6. Поддержка родителей.
  7. Избегание стрессовых ситуаций и травм головы.

Вторичная профилактика заключается в недопущении рецидива болезни. К сожалению, при некоторых расстройствах этот период должен продолжаться всю жизнь.

Родителям следует пристально следить за поведением ребенка, чтобы вовремя заметить ухудшение состояния. Меры вторичной профилактики:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха.
  2. Избегание стрессов.
  3. Занятие спортом или хобби.
  4. Нормализация питания.
  5. Прием витаминов.
  6. Полноценный сон.
  7. Своевременное лечение вирусных заболеваний.
  8. Регулярные профилактические осмотры у психиатра, особенно подросткам с отягощенной наследственностью.
  9. Прохождение санаторно-курортного лечения.

Диагностика

Правильная постановка диагноза — это длительный и сложный процесс. Важно дифференцировать психические расстройства от серьезных заболеваний психики, установить причину и стадию патологии.

Первый шаг — это беседа с родителями, подростком. У психиатров есть специальные тесты, при помощи которых они делают первоначальные выводы.

Очень важно изучить семейный анамнез, выяснить, есть ли среди близких родственников те, кто страдает психическими отклонениями.

Для исключения или подтверждения органических поражений мозга назначают энцефалографию, МРТ головного мозга, рентген.

Лечение

Для терапии психических расстройств применяют методы медикаментозного воздействия и психотерапию.

Тактика лечения зависит от тяжести заболевания. В некоторых случаях (анорексия, булимия) требуется помещение в стационар, иначе ребенок может погибнуть.

Лечение психических расстройств проводится в несколько этапов:

  • купирование приступов;
  • стабилизация;
  • адаптация;
  • профилактика

Психотерапия проводится как индивидуально, так и в группах. Она включает в себя следующие методы:

  • беседа;
  • аутотренинг;
  • применение гипноза;
  • метод внушения.

Если психотерапевтических методов недостаточно, то назначают медикаментозную терапию.

Психотропные средства применяют в малых дозировках и непродолжительное время, чтобы не спровоцировать синдром привыкания.

Выбор лекарства зависит от вида расстройства:

  1. Седативные средства назначают при повышенной агрессии, бессоннице.
  2. Нейролептики помогают в случаях острого психоза. Они снижают психическую возбудимость, снижают агрессию, подавляют эмоциональную напряженность.
  3. Транквилизаторы купируют приступы тревоги, беспокойства, эмоциональной напряженности. Эффект достигается за счет седативных свойств средства, при этом восприятие окружающей действительности не меняется.
  4. Антидепрессанты помогают справиться с депрессией. Лекарства снижают апатию, вялость, улучшают настроение, нормализуют сон, аппетит.
  5. Нормотимики приводят в порядок проявление эмоций. Назначают при деперсонализации и других биполярных расстройствах.
  6. Ноотропы улучшают мозговое кровообращение, нормализуют когнитивную сферу.

Также в качестве вспомогательных средств применяют отвары трав: мяты, мелиссы, ромашки, валерианы. Эффективны настойка элеутерококка, женьшеня.

Все препараты имеют ряд побочных эффектов, из-за которых их нельзя применять длительное время:

  • сонливость;
  • утомляемость;
  • снижение давления;
  • слабость мышц;
  • тошнота;
  • сухость во рту;
  • снижение аппетита;
  • головные боли.

Дополнительно назначают физиотерапевтические методы: магнитотерапия, лазеротерапия. Большую роль в лечении играют родители ребенка.

Важно, чтобы они поддерживали подростка, предотвращали стрессовые ситуации, помогали справиться с болезнью. Больной нуждается в понимании, а не критике и осуждении.

Этап стабилизации предполагает закрепление результатов, устранение остаточных явлений болезни. При адаптации психотропные препараты постепенно отменяются.

Оцените статью
Добавить комментарий