Бихевиоризм – это психологическая теория, основанная на поведении человека, которое является совокупностью реакций на различные стимулы извне. Датой рождения концепции считается 1913 год, когда ее основоположник, Дж. Уолтер, опубликовал первую статью о психологии с точки зрения бихевиориста. Представители теории трактуют научение как основу развития человека, а предметом психологии рассматривают поведение человека и животных. Они проводили множество экспериментов, которые показывали возможность научения той или иной стратегии поведения. При этом, многие из них проводились на животных, а выводы распространялись и на людей. Так как бихевиористы не выделяли особых различий между поведением животных и человека.
Основатель бихевиористического подхода
Основателем бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Своей целью он называл переустройство психологии как науки в более точную и объективную, в которой дается качественная и количественная оценка свойств психики. Также он создал основополагающую схему усвоения поведения, которое является предметом изучения в бихевиоризме: стимул вызывает реакцию. То есть, он говорил о том, что поведение любого человека зависит только от того, с какими стимулами он сталкивается и каким образом на них реагирует. Кроме того, он был уверен, что из любого младенца с помощью данной схемы можно вырастить такого человека, который будет наиболее востребован в обществе.
Исследования Павлова и Торндайка
И.П. Павлова, можно сказать, был предшественником теории бихевиоризма, так как на основе его теории о рефлексах и создана концепция о поведении. Он работал с животными и выяснил, что у них есть определенные безусловные рефлексы, заложенные в форме инстинктов и определяющие поведение существа. Также он выявил возможность искусственного развития условных рефлексов, на базе которых выстраивается и поведение животного в целом.
Э. Торндайк считал, что исходная точка формирования реакции – это не просто внешний стимул, а проблемная ситуация, которая вызывает у человека дискомфорт или удовольствие. Она заставляет его двигаться в нужном направлении и выполнять необходимые действия для избавления от дискомфорта или получения приятных ощущений. Если же стимул не вызывает у индивида ни позитивных, ни негативных эмоций, то реакция может и не последовать. Взгляды Торндайка значительно дополнили теорию бихевиоризма, но из классической концепции его идеи были исключены, так как ее основоположники не могли допустить, чтобы при исследовании человека ученые брали во внимание субъективные и физиологические особенности личности.
Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма
Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.
Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения), нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.
Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.
Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.
Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено на подкрепление контролируемого индивидом поведения.
Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение. В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду. Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса). Получается своеобразный метод «кнута и пряника». По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.
Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды. Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него. После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг. Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться.
Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.
Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение. Респондентное поведение — это характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде. Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.
Суть подхода
Суть бихевиористического подхода заключается в изучении и формировании поведения человека посредством различных стимулов. Они могут быть обусловлены средой – пример из жизни – пережитое «голодное» время делает человека чрезмерно запасливым; или быть искусственными – например, эксперимент с маленьким Альбертом, которого искусственно заставили бояться всего белого и пушистого. Кроме того, стимулы могут быть как ощутимыми физически – сильная жара или мороз, физические наказания, частые объятия; так и словесными, исходящими от окружения – порицание или похвала. Субъективные переживания – эмоции, чувства, состояния, в бихевиоризме не отрицаются, но считается, что они лишь зависят от внешних воздействий, а не определяются ими.
Что является предметом изучения и исследования?
Предмет изучения бихевиоризма , поведение (сокращения мышц, изменение в работе желез).
Поведение рассматривается как реакция (R) стимул извне (S) врожденного или приобретенного характера.
В широком смысле предметом изучения являются любые слова и поступки, которые совершает человек.
Из анализа реакций на раздражитель исключаются любые ненаблюдаемые составляющие (физиологические и психические). Т.е. поведение рассматривается как механические процессы внешнего проявления.
Предметом изучения являются также мысли, но только при условии их передачи через «,внешнюю речь»,.
Основные положения бихевиористического подхода
К основным положениям теории можно отнести следующие тезисы:
- Предметом теории бихевиоризма является изучение поведенческих реакций животных и людей на различные стимулы и поведение в целом.
- Изучение поведения и поведенческих реакций производится путем наблюдения.
- Все субъективные аспекты человека со стороны физиологии и психики определяются только его поведением.
- Поведение человека или животного – это совокупность реакций на внешние раздражители.
- Если известен характер предъявляемого стимула, то возможно практически точно предсказать реакцию, которая на него последует. Это основная задача бихевиоризма.
- Поведение живых существ успешно поддается внешнему регулированию и контролю.
- Поведение или передается по наследству в виде безусловных рефлексов, либо приобретается – в виде условных.
- Поведение является результатом обучения за счет многократного повторения стимулов и закрепления реакции.
- Навык – результат формирования условных рефлексов. Мышление и речь в бихевиоризме также считаются навыком, а память – механизмом, позволяющим удерживать уже приобретенные навыки.
- Психические реакции формируются на протяжении всей жизни, то есть, обучение можно начинать в любом возрасте и продолжать неограниченное количество времени.
- Эмоции – это также реакции на внешние стимулы.
Методы
Бихевиоризм – это направление, методы которого в классической психологии основывались на естественнонаучных способах изучения. Основателем классических методов бихевиоризма стал Дж. Уотсон, который старался сформировать науку с использованием объективных способов наблюдения, фиксирования и анализа информации об объекте изучения.
Методы Дж. Уотсона:
- Наблюдение. Метод является основным для исследования поведения изучаемого объекта. Наблюдение состоит в планомерном восприятии явления, результаты которого фиксируются наблюдателем.
- Объективное тестирование. Объективное тестирование характеризуется методом измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Дж. Уотсон адаптировал объективное тестирование к бихевиоризму: исследователь предложил оценивать результаты теста только касательно поведения человека, исключая его психические процессы. Таким образом фиксация результатов демонстрировала реакцию испытуемого на различные раздражители.
- Дословная запись. В классическом бихевиоризме данный метод рассматривался спорно, учитывая отказ Уотсона от интроспекции, метода психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов. Несмотря на это, исследователь использовал дословную запись, потому что она позволяла фиксировать речевую реакцию объекта. Это подразумевало, что речь является не менее важной реакцией, чем моторика тела, что в дальнейшем стало поводом для критики Уотсона его последователями. Основатель бихевиоризма признавал, что данный метод может быть неточен и часто использовал его для фиксации изменения тона голоса, не принимая во внимания высказывания о личных переживаниях, образы и мысли человека.
- Условные рефлексы. Основа данного метода состоит в том, что реакции приспособления человека и животного возникают при специальных условиях, которые закрепляют связь между условным раздражителем и безусловным рефлекторным актом, который подкрепляет раздражитель. Условный сигнал должен происходить быстрее безусловного подкрепления; после их нескольких сочетаний может сформироваться рефлекс.
Безусловные и условные рефлексы | |
Являются врожденными | Могут формироваться в течение всей жизни |
Передаются по наследству | Не передаются по наследству |
Практически не ослабевают с течением жизни | Могут вырабатываться и ослабевать в течение жизни |
Реакция заложена изначально, проявляет себя в ответ на адекватные стимулы | Вырабатываются с помощью безусловных рефлексов |
Осуществляются за счет подкорковых структур головного мозга и центров спинного мозга | Действуют за счет участия коры больших мозговых полушарий |
Формирование условного рефлекса было первоначально изучено советским физиологом И.П. Павловым, исследования которого во многом повлияли на взгляды Дж. Уотсона.
https://www.youtube.com/user/synergytvru
Мотивы возникновения
Теория бихевиоризма как науки о поведении формировалась на фоне критики наиболее распространенного в XIX веке предшествующего ему метода интроспекции, основанного на самодиагностике и самоанализе. Сомнения в точности такой науки вызывал низкий уровень объективности измерений и сильная разрозненность в получаемых сведениях. Дж. Уотсон хотел создать такое направление психологии, данные в котором можно было бы точно измерять и объективно исследовать. Философской основой бихевиоризма была теория Дж. Локка, который считал, что человек рождается с чистым сознанием, а в течение жизни получает весь необходимый опыт, определяющий его состояние.
Основные идеи и теория личности
Бихевористический подход подразумевает, что личность , это приобретенный человеком опыт за весь период жизни. Т.е. личность является набором изучаемых моделей поведения. А поведение в данной связи , это сформированный под внешним влиянием индивидуальный и предсказуемый шаблон.
Классическую схему можно упростить до формулы «,стимул + реакция = бихевиоризм»,. Но Торндайк дополнил эту формулу понятием «,подкрепление»,.
Подкрепление может быть со знаком «,плюс»,, таким как похвала, поощрение, награда, достижение ожидаемого результата и т.д. Но оно также может быть со знаком «,минус»,: боль, разочарование, критика, наказание и т.д.
Поведение строится на том, что человек стремится к положительному подкреплению или хочет избежать отрицательного его варианта.
Личность в таком случае становится набором инструментов, которыми располагает человек в отношении реакции (сознательный контроль регулируемых инстинктов, навыки, пластичность и способность сохранять навыки).
Из этого вытекает что личность , это система организованных и устойчивых навыков.
Бихевиористский подход рассматривает человека как результат реакций, действий и научения.
Направления бихевиоризма
Изначально существовал только классический бихевиоризм, рассматривающий поведение как совокупность стимулов и реакций. Но со временем стало понятно, что этого недостаточно для создания полноценного направления психологии. В результате возникли разные направления, уточняющие и дополняющие основную схему бихевиоризма. Основные теории можно рассмотреть в таблице.
Направление | Описание |
Целевой бихевиоризм | Его представителем является Э. Толмен, который включил в схему недостающее звено, в результате чего получилось следующее выражение: стимул – мыслительная деятельность – реакция. Так, в лабиринтах мыши добирались до цели не тем путем, которым их учили, а просто бежали к ней произвольными путями. Значит, цель для них была более приоритетной, чем выученный путь, они бежали той дорогой, которая казалась им наиболее удобной для достижения цели, а значит – перед тем, как действовать, успевали на примитивном уровне обдумать свою траекторию. |
Социальный бихевиоризм | Наиболее известное лицо в этом направлении бихевиоризма – А. Бандура. Здесь в формуле «стимул-реакция» стали браться во внимание социальный опыт и индивидуально-психологические особенности, которые реакцию на стимул. А. Бандура проводил эксперименты с тремя группами детей, которым в разных условиях показывали видеозапись «издевательств» другого ребенка над тряпичной куклой. В результате те, кому показывали последующее наказание за агрессию, к кукле не прикасались. А те, кто видел, что такие действия не порицаются или поощряются, проявили к ней агрессию так же, как и ребенок на представленном им видео. |
Необихевиоризм (Радикальный бихевиоризм) | Основателями этого направления стали Б. Скиннер – автор концепции оперативного бихевиоризма, и К. Халл. Здесь схема «стимул-реакция» расширяется за счет включения разных промежуточных переменных, которые оказывают значительное влияние на формирование поведения. Например, такими переменными можно считать поощрение, игнорирование и наказание за ту или иную реакцию. |
Вклад Павлова и Торндайка
Бихевиоризм в психологии зиждется на научных изысканиях известного большинству (как минимум со школы) академика Ивана Петровича Павлова. В процессе своих исследований он установил, что безусловные рефлексы определяют соответствующее им реактивное поведение у животных. Но посредством внешнего влияния вполне реально выработать у них условные – приобретенные рефлексы, а это значит, что будут сформированы и новые поведенческие модели.
Академик Павлов, как вы помните, проводил эксперименты над животными, а Джон Уотсон пошел дальше и начал экспериментировать над людьми. Работая с младенцами, он смог выявить у них три основополагающих реакции на основе инстинктов. Этими реакциями стали любовь, гнев и страх.
В итоге Уотсон пришел к выводу, что любые другие отклики в поведении наслаиваются на первые три. Но механизм формирования сложных форм поведения им, к сожалению, раскрыт не был. К тому же эксперименты, проводимые ученым, воспринимались обществом очень спорно с моральной точки зрения, и подвергались критике.
Но вслед за Уотсоном появилось немалое число людей, внесших в развитие идей бихевиоризма немалый вклад. Один из самых ярких представителей – американский психолог и педагог Эдвард Торндайк, который ввел в психологию термин «оперантное поведение», формирующееся на основе проб и ошибок.
О том, что природу интеллекта составляют ассоциативные реакции, заявлял еще Томас Гоббс. На то, что приспосабливаться к условиям окружающей среды животному позволяет умственное развитие, указывал другой философ Герберт Спенсер. Но только Торндайк смог установить, что сущность интеллекта можно выявить, не обращаясь к сознанию.
В противовес Уотсону, Торндайк считал исходным моментом не внешний импульс, заставляющий индивида двигаться, а проблемную ситуацию, требующую приспособиться к условиям внешней среды и выстраивать поведение соответствующим образом.
Согласно воззрениям Торндайка, концепция «стимул – реакция» характеризуется следующими признаками:
- исходная точка (ей служит проблемная ситуация);
- противодействие организма проблемной ситуации (организм действует как единое целое);
- поиск организмом подходящей модели поведения;
- научение организмом новым приемам (посредством «упражнений»).
Развитие бихевиоризма многим обязано теории Торндайка. Но все же в своей работе этот ученый оперировал понятиями, впоследствии исключенными из бихевиоризма. В то время как Торндайк указывал на формирование поведения организма за счет чувства дискомфорта или чувства удовольствия и вводил «закон готовности», изменяющий импульсы реагирования, представители «чистого» бихевиоризма не допускали, чтобы специалист принимал во внимание внутренние ощущения и физиологические особенности изучаемого субъекта.
Так или иначе, благодаря влиянию упомянутых ученых сформировались основные идеи бихевиоризма, а также разные его направления. О направлениях мы поговорим чуть позже, а пока давайте кратко обобщим сказанное.
Плюсы и минусы бихевиоризма
Преимущества бихевиористического подхода заключаются в том, что для своего времени он был новым и очень прогрессивным течением в психологии. В его эпоху было сделано большое количество новых открытий и проведено много значимых для развития науки экспериментов. На базе бихевиоризма и с использованием некоторых его идей возникли другие направления психологии и психотерапии, также некоторые тезисы бихевиоризма используются в педагогике.
При этом рассмотрение человека в бихевиоризме было однобоким: он делает упор только на изучение внешних проявлений. Представители этого направления отрицали влияние на поведение субъективных данных – особенностей психики, эмоционального состояния, собственных желаний и стремлений, а также – влияние общества и социальных установок. Также они утверждали, что могут влиять на поведение любого человека, нужно лишь найти подходящие стимулы и закрепить реакцию. Кроме того, критика бихевиоризма была в том, что он не видел особой разницы между поведением человека и животных.
Определение
Бихевиоризм – это направление в психологии, изучающее поведенческие особенности людей и животных. Свое название это течение получило не случайно — английское слово «behaviour» переводится как «поведение». Бихевиоризм на многие десятилетия определил облик американской психологии. Это революционное направление радикально преобразовало все научные представления о психике. В его основе была заложена мысль о том, что предметом изучения психологии является не сознание, а поведение. Поскольку в начале 20 века было принято ставить знак равенства между этими двумя понятиями, возникла версия, что устраняя сознание, бихевиоризм устраняет и психику. Основателем этого течения в психологии стал американец Джон Уотсон.
Терапия и психотерапия
Бихевиоральная терапия основана на трудах И.П Павлова и Б. Скиннера. Психотерапия направлена на отучение от «,плохих», привычек и реакций и дальнейшее/замещающее научение правильным поведенческим моделям.
Теорию научения бихевиоризм выстраивает не на объяснении клиенту сути проблемы, а на прямом воздействии на «,неправильную», модель поведения, которую необходимо скорректировать. Чаще всего для этого используется оператное научение и метод условных рефлексов.
Оператный бихевиоризм Скиннера , это теория о наличии трех типов реакций: безусловно-рефлекторных, условно-рефлекторных и оперантных.
Последний тип подразумевает реакции, которые организм производит самостоятельно, без внешнего стимула, чтобы осуществить «,пробу», результатов на предмет их полезности/положительности.
Классическое обусловливание
На первом этапе выявляются способы подкрепления, которые являются для человека наиболее приятными. Затем клиента учат расслабляться.
После этого выявляются тревожные ситуации, которые ранжируются по степени переносимости.
В ходе терапии в момент расслабления клиенту напоминают о минимально тревожной ситуации, постепенно поднимаясь до максимально тревожной.
Аверсивное обуславливание
- Пример №1: Каждый раз, когда человек тянется к сигарете, прикрепленное к руке устройство выдает слабый разряд тока. Вырабатывается соответствующая реакция избегания.
- Пример №2: Кодирование от алкоголизма связано с приемом препаратов, которые вызывают приступы рвоты в ответ на употребление спиртных напитков. В результате человек связывает алкоголь и неприятные ощущения.
Оперантное научение
За каждый положительный поступок заключенный получает жетон. За плохие поступки жетоны отнимают. В дальнейшем жетоны можно обменять на привилегии (дополнительный обед, сигареты, гигиенические принадлежности).
Бихевиоризм в педагогике является одним из базовых методов работы с детьми (в т.ч. с дошкольниками), который применяется в синтезе с другими методами.