«…качественная социализация, нормальное вхождение и жизнь в обществе возможны только по факту «субъект-субъектных» отношений» В.В. Нестеров, первый министр общего и профессионального образования Свердловской области
Сегодня российская система образования поставлена перед необходимостью решения сложной задачи: с одной стороны, сохранения фундаментального характера обучения, гарантированного Конституцией, а с другой, — осознанной трансформации форм и методов обучения, освоение новейших информационных технологий и поиск новых педагогических решений.
Затянувшийся кризис образования явно указывает на недостаточность модернизационных усилий только на внешней стороне педагогической деятельности (введение ФГОС, системы тестовых экзаменов, сетевые, дистанционные формы обучения и т.д.). Все более актуальной задачей становится повышение профессионального внимания к внутренним педагогическим процессам, прежде всего, к качеству межличностного взаимодействия между субъектами образования.
Сегодня, по мнению большинства экспертов, наиболее востребованной становится парадигма открытого развивающего образования [8, 9], которое обеспечивает развитие у обучающихся фундаментальных и актуальных для современного общества человеческих способностей и личностных качеств.
Соответственно, стратегическая задача современной российской школы, учреждений СПО и ВУЗов — развивать качества личности обучающихся, позволяющие им эффективно решать разнообразные задачи, возникающие в актуальных для них учебных, профессиональных и жизненных ситуациях. Исходя из собственного профессионального опыта и по мнению многих исследователей [2, 3, 7], это такие качества как:
- Ответственное отношение к своему поведению, к своим выборам и к своей жизни в целом.
- Самостоятельность, автономность, независимость.
- Позитивное безусловно-ценностное отношение к себе.
- Высокий уровень осознанности, рефлексивности.
- Целостность (принятие «теневых» сторон), конгруэнтность (непротиворечивость) и ощущение своей идентичности, «Самости».
- Способность проявлять «заботу о себе».
- Высокий уровень развития эмоционального интеллекта.
- Интегративная личностная характеристика «hardiness» (смелый, дерзающий, стойкий), обеспечивающая наличие высоких резервов сопротивления стрессу («неуязвимость»).
- Способность к избирательной аутентичной близости с Другим.
- Способность эмпатически оказать помощь, поддержку Другому и принять такую помощь, поддержку извне.
Только на базе этих фундаментальных личностных качеств возможно формирование и развитие эффективных прикладных личностных навыков, так называемых «soft skills», значимость которых, по мнению экспертов [1], в ближайшие 15-20 лет безусловно многократно возрастет.
Успешное формирование нравственных качеств личности, таких как человеколюбие, доброта, терпимость (толерантность), тактичность, благодарность, следование моральным нормам, также возможно лишь на основе (в параллели) развития этих фундаментальных качеств. С позиции трансактного анализа [4, 10] в представленных десяти личностных качествах можно легко и отчетливо увидеть позицию (состояние) «Взрослого».
Согласно модели трансактного анализа, личность (эго) человека, — это система, состоящая из трех частей: «Родитель», «Взрослый», «Дитя» («Ребенок») — модель «Р-В-Д». Эго-состояние — это набор поведенческих, мыслительных и эмоциональных стереотипов, которыми человек реагирует на все события своей жизни. В каждый момент времени любой человек находится в одном из этих трех эго-состояний, которые не имеют никакого отношения к возрасту в привычном смысле этого слова.
«Родитель» — это контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Это повелевающая часть личности. «Родитель» — это собрание норм и постулатов, которые человек воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Различают две формы проявления «Родителя»: «Заботящийся» (любовь, поддержка, ласка, опека и т.п.) и «Критикующий» (запреты, критика, «жесткие советы», санкции, «наезды», негативные оценки и т.п.). Качества «Критикующего Родителя»: требовательность, консерватизм, ригидность, категоричность суждений, жесткая ориентация на правила, нормы, стереотипы. Основная эмоция – критикующий гнев. Главный тип коммуникации — «Ты-высказывание».
«Дитя» («Ребенок») – это аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Две формы проявления: «Свободный» (позитивный) и «Адаптивный» Ребенок» (негативный, нередко в нашей культуре воспитания — «раненый»). Периодическое пребывание в состоянии «Свободного Ребенка» (любопытство, спонтанность, творчество, игра) является важным условием сохранения физического и психического здоровья.
Базовые характеристики позиции «Негативный Ребенок» — безответственность, зависимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к фантазированию, склонность переживать такие «детские» чувства, как вина, обида, повышенная тревога, страхи, неуверенность, растерянность, беспомощность, отчаяние и т.п.
«Взрослый» — это адекватное восприятие внешней и внутренней реальности, чувство ответственности за свой выбор и за свои ошибки (отличие от чувства вины), компетентность, эмоциональная устойчивость, независимость, гибкость. «Взрослый» живет на основе опыта, а не фантазий (важное отличие от «Ребенка»). «Взрослый» — это способность находить компромиссы и альтернативные варианты в любых жизненных ситуациях («бойцовские» качества личности). С состоянием «Взрослого» напрямую связано понятие «неуязвимая личность». Ресурсность, стрессоустойчивость «Взрослой» части основывается на безусловном восприятии себя как уникальной позитивной ценности. Главный тип коммуникации — «Я-высказывание».
Напомним, что целью трансактного анализа является достижение человеком независимости и автономии, принятие ответственности, владение собой, самостоятельное определение своей судьбы, включенность в настоящее [10].
Итак, «взрослые» качества личности – это ответственность, автономность, реалистичность восприятия, компетентность, гибкость, эмоциональная уравновешенность, ресурсность, «неуязвимость», «Забота» о себе, способность к равноправным, открытым (без манипуляций) отношениям с Другим.
Необходимо отметить, что вышеперечисленные характеристики «Взрослой» части личности во многом перекликаются с понятием «психологическая зрелость личности» в отечественной психологии (В.И. Слободчиков, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, С.К. Нартова-Бочавер) и в экзистенциально-гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз, Э. Фромм).
Для современной педагогической практики важно то, что данный набор «взрослых» личностных качеств во многом совпадает с требованиями общества, предъявляемыми сегодня к качеству современного образования. Эти требования отражены и зафиксированы в Федеральных государственных образовательных стандартах («портрет выпускника»).
Уровень развития личностных качеств
Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.
Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.
Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.
От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора стиля одежды и заканчивая приоритетом деятельности для будущей профессии. Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как целеустремлённость, уверенность в себе, умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.
Развитие личностных качеств детей
Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаёт разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций.
На сегодняшний день утвердилось мнение, что все проявления человеческого характера приобретаются в раннем детстве. В это время закладываются три ключевые группы качеств личности. В зависимости от периода жизни, происходит становление способов мотивации, стилей поведения и инструментов взаимодействия с другими людьми.
Факторы развития личностных качеств
Как только ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную особь, начинает осознавать своё место в окружающем мире, начинается процесс развития основных качеств, в том числе на это влияет развитие чувственной сферы жизни. Существует несколько ключевых факторов, которые свидетельствуют о начале процесса:
- активное и уместное применение личных местоимений;
- владение навыками самообслуживания и самоконтроля;
- способность описать свои переживания и объяснить мотивацию поступков.
Возраст начала становления личности
Исходя из вышесказанного, становиться понятен возраст начала становления личности. Психологи указывают возраст два – три года. Однако нельзя сказать, что до этого момента ничего не происходит. Активно идёт подготовка и формирование индивидуальных предпочтений, коммуникативных способностей, темперамента. К наступлению возраста пяти лет, ребёнок полностью воспринимает себя как отдельную личность с индивидуальными особенностями, находящейся в активном взаимоотношении с окружающей действительностью.
На человека влияет не только семья, но и общество, школа, друзья. Эта среда, безусловно, накладывает отпечаток на поведение и формирование ребёнка. Однако, основу, фундамент может заложить только близкие люди. Именно они устанавливают ориентиры, и показывают способы взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Так как ребёнок ещё не знаком с правилами поведения в обществе он ориентируется на родных и берёт с них пример. Поэтому очень часто находится много общих черт у детей с родителями. Часто ребёнок полностью копирует поведенческую модель родителей.
Читайте далее: 11 факторов, оказывающих негативное влияние на личность человека
Формирование качеств ребенка
На этапе начального формирования нет смысла пытаться корректировать или дополнительно развивать личностные качества.
Самым лучшим вкладом будет создание условий для развития физических, эмоциональных, интеллектуальных способностей.
Далее стоит мягко и ненавязчиво знакомить ребёнка с морально-этическими и социальными нормами, принятыми в социуме. Каждая семья оперирует своей индивидуальной системой воспитания, которая формирует в свою очередь «семейное кредо».
Такая воспитательная среда со специфичными способами и мерами воздействия занимает основное место в жизни ребёнка. От эффективности её воздействия зависит формирование личности. Одним из методов является общение. Ему выделяется важная роль в формировании характера. Этот метод важен на всех этапах развития. Для успешного развития и формирования новых личностных качеств ребёнок постоянно должен вовлекаться в активную деятельность.
Развитие личностных качеств учащихся
Мнение этих людей часто может быть авторитетнее в некоторых вопросах, чем слово родителей. Это нормальное явление, потому как ребёнок чувствует новые способности и грани своего развития. Развитие личностных качеств, которое ориентировано на этих людей, направлено на успешную организацию учебной деятельности, умении организовывать своё время и достижение поставленных целей. Также формируются ценности личности, которые взаимосвязаны с общественными нормами, появляются такие качества как ответственность, креативность.
Также в это время появляются друзья и товарищи, которые также влияют на формирование качеств личности. В этот период закладываются основы умения взаимодействовать с друзьями, поведение во время конфликтов и правильные способы выхода из конфликтных ситуаций. В этот период ребёнок начинает развиваться в разных направлениях, так как появляются новые площадки для реализации личностного потенциала. Происходит понимания и оценивание себя как равноправной личности.
Придерживайтесь своих ценностей
Вы когда-нибудь видели кого-то, кто меняет свой цвет, как хамелеон, и подстраивает свои качества личности только для того, чтобы вписаться в разные собрания?
Или человек, который идет на компромисс с моралью, этикой и ценностями в тот момент, когда на них оказывается какое-то давление?
На общественных мероприятиях такие люди изображают из себя великого, утонченного, приятного человека. В своей личной жизни они не похожи на то, что они изображают.
С другой стороны, человек, ориентированный на принципы, — это тот, кто действует, опираясь на свои ценности в любой ситуации. Он тверд по морали и этике.
Когда такие люди сталкиваются с проблемами, они действуют таким образом, чтобы соответствовать их более высоким ценностям и моральным принципам.
Такой человек обычно пользуется большим уважением среди людей, даже если он не всегда старается соответствовать каждому из-за своих четко определенных ценностей.
Определите свои моральные ценности и придерживайтесь их. Никогда не идите на компромисс с ними, просто чтобы соответствовать обществу.
- 8 преимуществ определения ваших ценностей
Развитие личностно профессиональных качеств
Человек, который обладает определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии намного быстрее развивается и достигает высоких целей, уверен в себе, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.
Каждая отдельная профессия требует определённых профессиональных качеств. Несмотря на это, есть список обобщённых критериев, на которые обращают внимание работодатели. Наличие их приветствуется практически в любой области деятельности. Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание.
Читайте далее: Тест «Какая профессия вам подходит?»
Главные профессиональные качества
Самыми главными качествами являются:
- умение работать одной командой с коллективом;
- быстрая обучаемость и гибкость;
- инициативность, но не концентрация внимания на своей персоне;
- способность выполнять задание без постоянного контроля со стороны начальства;
- умение отстоять и аргументировать своё мнение;
- скорость реакции и способность принятия ответственности за свои решения;
- умение точно следовать должностным инструкциям;
- коммуникабельность и умение выходить из конфликтных ситуаций.
Профессиональные качества, как и личностные, являются результатом воспитательного процесса. Вклад родителей, общая атмосфера в семье, уверенность в надёжном тыле в качестве родственников помогают человеку чувствовать себя уверенно, легко ставить перед собой задачи и достигать их. Социальная сфера, влияние учителей, друзей также важно. Однако, не обязательно отсутствие черт, привитых с детства, является окончательным приговором. Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.
Живите с целью, имейте видение на всю жизнь
Нет ничего более великогоо и харизматичного, чем человек, который живет своей целью. Кто знает своё истинное призвание.
Тот человек, у которого есть четкое видение того, кем он хочет стать и что он хочет делать в этой ограниченной жизни, которую мы имеем.
Знание цели вашей жизни и видение мгновенно дают вам уверенность и силу двигаться вперед, принимать решения и действовать.
Уверенность в себе, самооценка и харизма являются частью целенаправленной жизни.
Если вы еще не уверены в своем истинном призвании в жизни, уделите первостепенное внимание работе над собой и пониманию того, кто вы в глубине души.
- Как найти цель жизни
Жизнь без высшей цели — напрасная жизнь.
Когда дело доходит до цели жизни, многие люди сразу думают о том, какую профессию / работу / бизнес они хотят сделать.
Чтобы сделать это проще для вас, вот подсказка: думайте о том, каким человеком вы хотите стать.
Этапы формирования личностно профессиональных качеств
Так как целью любого обучения является формирования профессионала по определённой специальности, основные этапы развития личностно-профессиональных качеств происходит в учебных заведениях. Кроме взаимодействия с преподавателями, человек находится на этапе активного саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, именно в период получения образования происходят основные этапы формирования и развития главных качеств (как личностных, так и профессиональных) необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
Первым этапом является определение будущей сферы деятельности в целом и профессии в частности, исходя из персональных возможностей и личных предпочтений. Далее следует адаптация к неизвестным условиям дальнейшего развития. На этом этапе поступает большое количество информации о специфике работы и тех качествах, которые необходимы, чтобы в ней преуспеть. После стабилизации образовательного процесса, получения некоторых практических навыков приходит полное осознание соответствия себя в профессии. Успешность в дальнейшем зависит не столько от наличия природных качеств и возможностей, как от постоянной готовности работать над своими личностно профессиональными качествами.
Методы развития личностных качеств
Самое главное, что должно быть у успешного человека, независимо от его профессиональной деятельности – уверенность в своих силах. Это основа в любой профессии. Не обязательно обладать лидерством и вести за собой всех, достаточно уметь адекватно оценивать себя и свои возможности, все возможные риски. Если взялся за выполнение задачи – никогда нельзя бросать её при возникновении трудностей.
Выделяют несколько основных методов, которые помогают в развитии личностных качеств.
Самоанализ
Первым шагом должен стать самоанализ, помогающий выделить качества, которые уже имеются. Определившись с недостающими качествами, следует выбрать пути их формирования. Это длительный и нелёгкий процесс. Важно изначально определиться с желаемым результатом и разработать несколько путей его достижения. Обязательным условием успеха является наличие сроков достижения цели и примера для подражания.
Перестаньте пытаться угодить людям и будьте собой
Это так просто. Будьте искренним, прозрачным человеком, будьте собой.
Перестаньте вести себя по-другому перед людьми, чтобы вы могли хорошо выглядеть в их глазах. Один из лучших способов повысить свою индивидуальность и стать великим — перестать слишком заботиться о том, что о вас думают люди.
Ирония в том, что многие люди пытаются действовать определенным образом, просто чтобы похвастаться своей индивидуальностью, хотя на самом деле это только показывает, насколько они неуверенны в себе. Самопринятие является корнем уверенности в себе и великой личности.