Профилактика профессионального заражения вич в стоматологии

С 9 июня в Москве постепенно отменяют карантин: работу возобновили парикмахерские и салоны красоты. С 16 июня начали в полном объеме оказывать услуги стоматологические кабинеты. Впрочем, не всем.

Из года в год люди, живущие с ВИЧ, сталкиваются с отказами при попытках обратиться за медицинской помощью — в первую очередь в стоматологических и косметических кабинетах. Вот лишь те случаи, что попали на новостные ленты региональных агентств: в Прикамье врач поликлиники отказалась принимать ВИЧ-положительного пациента, в Самаре уволили стоматолога, которая отказывалась лечить людей с ВИЧ. Она подала в суд, но проиграла. Первый раз она отказала в медицинской помощи ВИЧ-позитивному пациенту в 2020 году. Он написал жалобу, и прокуратура вынесла представление об устранении нарушений. Инцидент повторился в 2020 году. Врач не стала оказывать экстренную помощь ВИЧ-положительной девушке. Случай разобрали на заседании врачебной комиссии, а стоматологу вынесли выговор. Когда ситуация повторилась в третий раз, врача уволили.

Тогда наш сайт напоминал, что из-за страха, стигмы и дискриминации ВИЧ-положительные люди в России часто вынуждены скрывать свой диагноз. И это несмотря на то, что ВИЧ безопасен в быту, а для защиты от вируса медикам достаточно применять ряд стандартных санитарных мер. Точно таких же, как во время работы с ВИЧ-отрицательными пациентами. Впрочем, зачастую такие истории при детальном рассмотрении выглядят не столь однозначно. Становясь заложниками собственной невежественности (а в медицинских вузах СНГ будущим специалистам почти не рассказывают ни о реальных рисках, ни о методах профилактики ВИЧ-инфекции), врачи нередко сами становятся жертвами предрассудков.

Обратная сторона

В феврале 2020 года в фонд «СПИД.ЦЕНТР» обратилась врач одной из государственных подмосковных клиник. Пожилая женщина работает стоматологом. Зимой к ней пришла пациентка с жалобой на острую зубную боль. Поскольку она призналась, что больна ВИЧ-инфекцией, женщина не решилась использовать стандартный инструмент, считая, что в таких случаях он требует некой «особой» дезинфекции, и попросила у руководителя выдать ей списанный и не используемый для работы с обычными клиентами.

image

Вручную зачищая им каналы, она случайно уколола палец, а кровь пациентки попала под перчатку. «Я сняла перчатку, проточной водой промыла, надела и начала работать опять. По СанПиН я должна, после того как закончу зуб, предупредить о случившемся ЧП старшую медсестру и заведующую, — рассказывает стоматолог. — После того как я отпустила пациентку, а она осталась довольна, все-таки я хороший врач и сделала свою работу на совесть, я бегом побежала к главврачу, в кабинет, где она сидит с заместителем. Говорю, что вот у меня был «такой» пациент, я повредилась. А она мне: «Иди, ты свободна!» — накричала, похохотала вдвоем с заместителем и отправила меня на прием». Если бы пожилая женщина использовала стандартный инструмент, повреждения, скорее всего, не произошло бы, соглашается собеседница. Но и ей, после того как травма уже случилась, никто даже не подумал сообщить о действиях, которые она должна была предпринять, чтобы обезопасить себя в сложившейся ситуации.

Внезапно престарелый врач сама оказалась на месте пациента: рассказав родственникам о происшествии, она проплакала всю ночь: «У меня сестра погибла с мужем, от нее осталось трое детей. Еще четверо мои, их кормить, растить, мы с мужем вдвоем работаем». Благо, кто-то из коллег посоветовал ей позвонить в областной центр СПИД, сотрудники которого объяснили: есть лекарства, если принять их в течение 36 часов после инцидента, они способны предотвратить развитие инфекции.

Чем мог обернуться для нее диагноз — рассказывает другой подопечный фонда, тоже подмосковный стоматолог. После того как он сам получил ВИЧ, мужчина оказался незамедлительно уволен из клиники. Только спустя полгода ему удалось найти новое место, да и то лишь благодаря тому, что, проходя медицинскую комиссию, он убедил проводившую его частную клинику не вклеивать в карту результаты анализа крови, распечатав их на отдельном листе и отдав на руки (то есть скрыв свой ВИЧ-статус от нового работодателя).

Что делать при подозрении на заражение?

Вообще, специалисты рекомендуют всем взрослым людям периодически сдавать анализы на ВИЧ. Делать это можно при помощи экспресс-тестов, которые реализуют в аптечных пунктах. Более достоверную информацию пациент получит в специализированных кабинетах. Необходимо всего лишь сдать кровь и дождаться результата.

К сожалению, раннюю диагностику ВИЧ-инфекции осложняет тот факт, что первоначальная симптоматика встречается и при других недугах. Тем не менее стоит насторожиться при проявлении немотивированной утомляемости, повышенном потоотделении ночью, головных болей. При этом могут держаться высокая температура тела, длительный понос. К симптомам инфицирования относят:

  • снижение веса;
  • фурункулез;
  • увеличение лимфатических узлов.

Подозревать ВИЧ можно при диагностировании следующих заболеваний:

  • пневмонии (пневмоцистная);
  • саркомы Капоши;
  • токсоплазмоза мозга;
  • опоясывающего герпеса.

«Черные метки»

В 2020 году руководитель петербургского фонда «Позитивная волна» Сергей Шагалеев сообщал сайту «СПИД.ЦЕНТР»: только его организация в тот год получила порядка сорока жалоб от людей с ВИЧ на отказы медицинских работников предоставить им ту или иную услугу. По большинству выявленных случаев сотрудники фонда подали заявления в Росздравнадзор и региональный орган управления здравоохранения. Но упомянутые сорок отказов — лишь вершина айсберга.

В январе того же года екатеринбургское агентство URA.ru опубликовало письмо одного из своих читателей, в котором рассказывалось о том, как пациент, пришедший в зубную клинику, обнаружил на лицевой стороне своей медицинской карты пометку «Б-20», обозначающую, что он инфицирован ВИЧ. Материал, выпущенный изданием, был озаглавлен: «В клинике Екатеринбурга пациентам с ВИЧ ставят „черные метки«». И это не сгущение красок.

Практически все анкеты, которые приходится заполнять клиенту стоматологического кабинета, если он туда приходит в первый раз, содержат пункт, где клиента просят его свой ВИЧ-статус. По данным «Позитивной волны», около 20 % стоматологических клиник Санкт-Петербурга, в случае если клиент честно признавался в ВИЧ и ставил положенную галочку, хотя бы раз отказывали ВИЧ-положительным пациентам уже на этапе попытки записаться на прием. «Если говорить в целом, то все это не исключение, а скорее правило. Люди с ВИЧ обычно или вовсе не говорят о своем статусе, или идут в следующий раз туда, где не откажут», — констатировал тогда Шагалеев. За два года, прошедших с того интервью, судя по свидетельствам многих клиентов фонда помощи людям, живущим с ВИЧ, «СПИД.ЦЕНТР», ситуация ни в Москве, ни в северной столице кардинально не изменилась.

Профилактика ВИЧ в стоматологии

Не секрет, что зафиксированы случаи инфицирования пациентов в лечебных учреждениях, маникюрных кабинетах и других заведениях. В группу риска попадают все объекты, в которых предполагается оказание услуг, подразумевающих хирургическое вмешательство или косметические манипуляции.

Стоматологические клиники не являются исключением. В их кабинеты каждый день обращается огромное количество людей. Именно по этой причине особенно важно соблюдать все санитарные нормы и стерилизовать стоматологический инструментарий. На сегодняшний день в каждой клинике существует план профилактических мер. Выполняя все требования, и частный стоматолог, и врач государственной больницы ограждают от инфицирования себя и пациентов своего кабинета.

«Такие» клиенты

Не лучше обстоят дела и в косметологии. Наш сайт провел опрос сотрудников этой области, по результатам которого можно констатировать: тут предрассудков не меньше, чем в стоматологии. Даже если салон имеет медицинскую лицензию, а прием в нем ведет квалифицированный специалист с дипломом соответствующего высшего учебного заведения.

Так, врач-косметолог, эффектная дама по имени Алсу, работающая в одной из столичных клиник, на вопрос корреспондента, можно ли делать инъекции красоты людям с положительным результатом на ВИЧ (особенно при нулевой, то есть неопределяемой вирусной нагрузке), без обиняков рапортует: «Нет, нельзя». А при попытке уточнить причину отвечает следующее: «Такому клиенту я отказала бы только потому, что обслуживать его — некорректно по отношению к здоровым людям. Я не хочу брать на себя дополнительный риск».

С тем, что вероятность инфицирования от пациента, находящегося на терапии, при соблюдении элементарных норм санитарии, исключена — она не соглашается. По ее мнению, для «таких» должны существовать отдельные кабинеты. Впрочем, Георгий Лебедев, ее коллега по цеху — пластический хирург, к которому мы обратились за комментарием, готов поспорить с женщиной. «Сейчас нужно обсудить вопрос: должны ли косметологи оказывать эстетическую медицинскую помощь пациентам с ВИЧ-инфекцией? Лично я не вижу никакой проблемы с оказанием услуг в области омоложения данным пациентам. Это точно такие же пациенты, как и все остальные», — убежден он.

«Я давно и успешно работаю с пациентами, у которых имеется ВИЧ-инфекция. Честно говоря, я абсолютно не выделяю их в какую-то особую группу. Проблема заключается в невежестве некоторых врачей, незнании о том, что такое ВИЧ-инфекция, откуда она происходит, как появляется и как протекает», — продолжает хирург, напоминая, что стандартных норм и правил, обязательных для любой медицинской организации, достаточно, чтобы исключить возможность передачи вируса как от пациента пациенту, так и от пациента врачу, а при неопределяемой нагрузке такая передача невозможна физически. В крови и жидкостях пациента с неопределяемой нагрузкой просто отсутствует вирус в количестве, необходимом для его передачи, поскольку он давно убит лекарствами, которые пациент вынужден принимать ежедневно в течение всей жизни.

Как неоднократно писал сайт «СПИД.ЦЕНТР», даже незащищенный секс с ВИЧ-положительным партнером в том случае, если его нагрузка неопределяемая, — безопасен. Этот медицинский факт был подтвержден серией мировых исследований. Но большинство российских медиков в силу своей неинформированности просто не знают об этом. Равно как и о том, что вирус иммунодефицита, в отличие от респираторных, крайне плохо выживает в окружающей среде, а вероятность инфицироваться как-либо, помимо проникающего секса и совместного употребления инъекционных наркотиков, ничтожно мала.

Вкратце о ВИЧ-инфекции

Сегодня каждый человек знает, что аббревиатура ВИЧ расшифровывается как «вирус иммунодефицита человека». Это заболевание характеризуется тем, что мельчайшие микроорганизмы вызывают у людей сбои в защитных функциях организма. Действие вируса можно описать следующим образом. Попадая в организм, он поражает иммунную систему, уничтожает клетки, отвечающие за защиту от инфекций и уничтожение микробов.

Со временем человек становится неспособен противостоять ни внешним инфекциям, ни бактериям или грибкам. Размножается вирус только внутри человека. Вне организма он погибает. На время продолжительности жизни вне организма влияет температурный фактор, влажность. Погибает вирус при нагревании (свыше 56 градусов по Цельсию). Стерилизация стоматологических инструментов полностью уничтожает ВИЧ, ведь она рассчитана на более живучие вирусы и бактерии.

Вопрос образования

Лебедев констатирует: «Достаточно спросить на каком-нибудь косметологическом семинаре специалистов: «Что такое вирусная нагрузка?», и они вам не ответят. Они просто не знают такого термина. Отсюда и проблемы. Их познания в отношении ВИЧ равны познаниям обычных обывателей, не имеющих медицинского образования». «Сейчас я хочу обратиться к косметологам: не кажется ли вам правильнее не запугивать пациентов, не отпугивать их от себя, а наоборот, формировать с ними доверительные отношения, чтобы они от вас не скрывали диагнозы? Потому что именно тогда косметолог сможет направить пациента в правильное русло, даже если пациент неблагополучный», — заключает специалист.

По словам Лебедева, когда к нему приходит пациент и говорит, что у него ВИЧ, хирург уточняет, принимает ли тот антивирусную терапию и какая у него вирусная нагрузка. Если пациент не проходит лечения, а вирусная нагрузка у него высокая, Лебедев не отказываю ему в операции, но сначала предлагает заняться своим здоровьем и уже только потом приходить к нему. «Пациент, желающий улучшить свою внешность, — это человек, желающий полюбить себя, и в этом мы ему можем помочь. Он не виноват в своем диагнозе, просто так сложилось, и наша задача — помочь ему справиться с психологическим давлением и отчуждением, сделать качество жизни лучше», — подводит итог специалист.

Как проводят стерилизацию стоматологические клиники в Москве?

Рассматриваемый вирус чувствителен к высокой температуре. Кипячение убивает его очень быстро (60 секунд). Вирус не способен противостоять и воздействию дезинфицирующих средств (перекись водорода, раствор хлорамина, спирт, эфир и ацетон).

Специалисты современной клиники в целях предотвращения заражения всегда следуют санитарным правилам. Стоматологический инструментарий проходит несколько стадий очистки:

  • дезинфекция;
  • предварительная обработка;
  • стерилизация.

Помимо этих манипуляций, проводят процедуру выявления скрытой крови на инструменте. Также контролируется качество стерилизации.

В стоматологии давно практикуют разовое применение следующих приспособлений и средств защиты:

  • слюноотсос;
  • инъекционные иглы;
  • стоматологические фартуки и аспираторы;
  • перчатки, маски.

Оцените статью
Добавить комментарий