Перцептивные умения. Навык перцептивный Перцептивные умения

image

Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Навык интеллектуальный — автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Навык перцептивный — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

существуют два коренным образом отличающихся вида навыка: навыки как первично автоматические действия, которые непроизвольно складываются на основе инстинктивной мотивации в результате непреднамеренного стечения обстоятельств, и навыки, которые сознательно вырабатываются в процессе учебы посредством преднамеренного закрепления или автоматизации первоначально не автоматически совершающихся действий.

Механизмом первично автоматических навыков являются условные рефлексы; они образуются посредством механизма временных связей. Навыки второго вида, вторично автоматизируемые действия, предполагают помимо существенного для их закрепления механизма условных рефлексов также и другие «механизмы» интеллектуального порядка — более или менее генерализованные смысловые связи.

Различие между этими двумя видами навыка не только количественное, но и качественное, существенное, коренное. Навыки второго вида имеются только у человека (хотя у человека имеются не только такие сознательно вырабатываемые навыки, но и непроизвольно складывающиеся). Для развития навыков второго вида потребовались коренные общие сдвиги в развитии: переход от биологического развития к историческому и связанное с ним появление интеллектуальных форм познания и сознательных форм поведения, характерных для человека.

Поэтому в научении участвует понимание и интеллект а бихевиористы сузили круг явлений памяти до навыков, а научение свели к механическому повторению и заучиванию и в этом они НЕ ПРАВЫ.

Понимание или Интеллект

(от лат. intellectus — понимание, познание) — это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение/

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

2. Характеристики умений и навыков.

Норман. Характеристики навыков:

1. Плавность, легкость деятельности (напр., профессионал решает задачу с видимой легкостью).

2. Автоматизм. Отключенность высших уровней сознания (хорошие машинистки не знают каким пальцем в какой ситуации они нажимают пробел).

3. Умственное усилие у профессионалов уменьшается (Канеман: корреляция с расширением зрачка).

4. Влияние стресса меньше у профессионалов. Т.к., действия автоматизированы и на них тратится меньше умственных усилий стресса не возникает.

5. Интерпретация задачи. Самолет, авто и т.п. для опытных профессионалов лишь орудие («пилот не управляет самолетом, а летит»).

Красота выполнения деятельности. Все эти характеристики гармонично связаны между собой.

3. Научение и понимание.Норман.

▫ Научение без понимания: «ученые идиоты» могут возводить в степень колоссальные числа, но больше ничего не умеют.

▫ Понимание (или знание) без научения: дана жесткая инструкция, она нормально понимается, но в определенных условиях все же не выполняется (аквалангисты не сбрасывают балласт и тонут, пилоты не выпускают шасси и разбиваются).

4. Кривая научения. — графическое представление процесса научения. Предполагается, что типичной его формой является кривая, отражающая отрицательное ускорение. Вопрос этот остаётся неясным по той причине, что имеется так много переменных, влияющих на ход научения, что невозможно сделать какие-либо надёжные обобщения.

Изначально кривую научения использовал торндайк в своих экспериментах. Ход опытов и результаты изображались графически в виде кривых, где на оси абсцисс отмечались повторные пробы, а на оси ординат — затраченное время (в минутах).

Кривая научения:

· падает, если мера – ошибки (т.е. если по оси оy ошибки а по оси ох – минуты то поскольку их с прошествием времени будет все меньше — кривая падает)

· возрастает, если мера — количество действий за единицу времени (чем лучше мы учимся что-то делать тем быстрее мы это делаем)

Чтобы получить полную кривую научения, надо начать со стадии на которой отсутствует упражнение, и продолжить до тех пор, пока испытуемый не иссякнет.

Наклон характеризует скорость совершенствования (если быстро — прямая; обычно — зубцы). Горизонтальные участки кривой:

1) Начальная площадка. Счет испытуемого в самом начале был примерно равен нулю. Пр.: жонглирование шариками; Павлов: слюна у собаки выделяется не сразу.

2) Конечная площадка, а) хороший уровень (мотивационный предел); б) физиологический предел.

3) Промежуточная площадка (плато).

Перцептивные навыки

представляют собой автоматизированные механизмы восприятия, опознания и классифицирования разнообразной информации (стимулов, сигналов, раздражителей, ситуаций и т.п.).

Перцептивные навыки осваиваются как бы сами собой и необходимы, например, для узнавания и различения команд. В самом начале дрессировочного процесса щенок может путать выполнение приемов и садиться по команде «лежать», но со временем это проходит. Собака научается быстро и правильно распознавать сигнал-команду.

Примером формирования перцептивного навыка так же может являться снижение ориентировочной реакции при негативном научении.

Под интеллектуальными навыками

подразумевают автоматизированные алгоритмы, приемы и способы решения задач, встающих перед животными в процессе жизнедеятельности.

Это поведение мы можем наблюдать только тогда, когда собака очень сильно заинтересована и хочет думать: во время охоты, когда хочет обмануть нас: не выполнить команду, что-то украсть со стола, залезть в холодильник и т.д.

Двигательные или моторные навыки

– это освоенные и упроченные действия, обеспечивающие оптимальные решения двигательной задачи.

Двигательные навыки не только включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки, но и регулируются ими.

Под высокой степенью освоения действия

подразумевают его безотказность, высокую скорость осуществления, однообразие воспроизводимых элементов действия, независимость действия от внешнего влияния и отсутствие сознательной поэлементной регуляции и контроля.

Умение и навык отличаются друг от друга степенью освоенности действия.

Под двигательным умением

понимается относительно стабильная, но неустойчивая к действию сбивающих факторов (появление кошки, бегущего человека и т.д.) степень владения двигательных действий, которая характеризуется сознательным управлением элементами движения.

Навык несводим к условному рефлексу, и его нельзя сравнивать с цепью или совокупностью условных рефлексов. Любое завершенное поведение животного (поведенческий акт) гораздо сложнее и представляет собой совокупность наследуемых и приобретенных элементов поведения, взаимодействие которых происходит под управлением и контролем интеллектуального аппарата животного.

На скорость формирования навыка влияют способности животного к освоению предполагаемого действия, вид и уровень мотивации и лежащей в ее основе потребности, опыт животного, методика формирования действия, режим тренировки и особенности подкрепления.

Стэнли Корен

ранжировал собак по уровню интеллекта. Издал книгу «Интеллект собак» . На русском языке она не издавалась.

Стэнли Корен «Как разговаривать с собакой».

Е.Н. Чухарев

– второй генерал кинологии. Был хорошим организатором в области кинологии. Первым генералом был Медведев.

Способность к научению в породе индивидуальна, потому что отбора на это качество не идет.

Индивидуальные особенности собаки выражаются, прежде всего, в психофизиологических свойствах животного: мотивационно эмоциональной особенности (безразличие), реактивности (способности быстро реагировать), возбудимости, лабильности центральной нервной системы (быстрый переход от возбуждения к спокойствию и наоборот) – оказывающих значительное влияние на способность к научению.

Тема взаимоотношений учителя и ученика имеет древние корни. Размышления философов на эту тему приведены в кратких афоризмах: «когда готов ученик, является учитель» и «коротко учение о людях, но длинно познание». Оба высказывания подразумевают готовность к полному восприятию учителя или людей (точной интерпретации невербального общения). Развитие перцептивных способностей происходит по определенному сценарию. Их учет, как правило, помогает во многих жизненных ситуациях найти с окружающими, а в случаях профессиональной деятельности специалистов, сфера воздействия которых лежит в области «человек — человек», повышает компетентность и успешность.

Значение термина

Слово «перцепция» (percipere) латинского происхождения дословно переводится как «восприятие». Известно оно еще со времен Античности, но вопрос развития перцептивных способностей детально разрабатывается современной психологией. Этот факт не обозначает, что изучение вопроса полноты восприятия велось фрагментарно. Особую популярность проблема развития перцептивных способностей личности приобрела благодаря Готфриду Лейбницу. Он подразумевал под термином «перцепция» «неясные впечатления» в противовес апперцепции — ясному осознанию восприятия.

В современной психологии перцепция выступает наряду с такими способностями, как мышление, память, внимание, и обладает такими свойствами, как:

  • предметность;
  • аперцептивность;
  • контекстность;
  • осмысленность;
  • структурность.

Научное изучение восприятия производится при помощи эмпирических методов и моделирования.

Свойства перцепции

Вам будет интересно:Психология. Рассудительность — это…

Восприятие обеспечивает работу разных психических процессов.

Восприятие предмета как конкретного образа независимо от его расположения обеспечивает такое свойство перцепции как предметность.

image

Одновременно с восприятием образа (натурального или, к примеру, нарисованного) воспроизводятся в сознании и его свойства.

  • Такое свойство как целостность выражается в том, что объект узнается независимо от того, все ли его части присутствуют, искажены они, или их расположение в объекте неправильное.
  • Осмысленность перцепции при нормальном функционировании психики человека прослеживается в том, что наблюдаемый объект соотносится с конкретным классом, категорией (классифицируется).
  • Наблюдаемые объекты (или ситуации) воспринимаются как не измененные, даже если меняются условия их демонстрации. Так, например, ощупывая предмет в полной темноте, человек может правильно определить, что это, назвать его основные характеристики. Это свойство перцептивной деятельности называется константностью.
  • Такое свойство перцепции, как структурность, позволяет воспринимать окружающее достоверно, даже если не подключаются ощущения. Выражение «стеклянная гладь озера» рисует конкретный образ идеально гладкой, блестящей, голубовато-зеленоватой поверхности водоема.
  • Индивидуальное состояние психики обязательно оказывает влияние на восприятие: грозовая погода кого-то восхищает, а кого-то безмерно пугает, порождает паническое состояние. Такое свойство восприятия называется апперцептивностью.
  • Перцепция зависит от условий, в которых она происходит. Восприятие той же грозы в реальной обстановке и, например, при просмотре кинофильма будет происходить по-разному, в чем и проявляется такое свойство перцепции как контекстность.

Формирование и возможности развития навыков

Все навыки формируются в младенчестве и развиваются практически всю жизнь человека. Не являются исключением перцептивные способности. Это самый благоприятный период жизни человека для становления практически всех способностей. Развитие происходит с учетом особенностей индивидуального развития ребенка.

В период с 2 до 6 лет формируются и развиваются сенсорно-перцептивные способности. Такое положение вещей обусловлено физиологическим развитием и совершенствованием работы рецепторов. Исходя из этого, приняты две классификации перцептивных способностей. Это восприятие по модальности (зрительное, слуховое, кинестетическое), а также форме материи (пространство, движение, время).

По тому, как сформированы эти (и другие) навыки к семилетнему возрасту ребенка, психологи делают заключение о готовности к обучению. Сенсорно-перцептивные способности являются базовыми, на фундаменте которых затем появляются более сложные образования (социально-перцептивные и перцептивно-рефлексивные способности). Происходит это в основном после того, как ребенок идентифицирует себя как личность и начинает примерять разные социальные роли.

Следует отметить, что если по каким-то органическим причинам процесс формирования базовых способностей проходит искаженно (в силу нарушения зрения, слуха, моторно-двигательного аппарата, иных заболеваний), то более сложные виды могут либо не появиться, либо проявляться в искаженной форме. При нормальном развитии перцептивно-рефлексивные способности, как и другие, можно развивать и совершенствовать всю жизнь.

Рефлексивно-перцептивные способности, умения и навыки

Следует понимать, что навыки формируются через многократное повторение, благодаря которому создаются нейронные связи, отвечающие за бессознательное освоение и отсутствие контроля. К ним можно относить всё то, что человек делает без регуляции: подносит ложку ко рту, чистит зубы, завязывает шнурки.

Перцептивные навыки отражают свойства и характеристики предмета, уже встречаемого человеком в жизни. Благодаря этому возникает ощущение автоматизации.

Например, умение различать цвета относится именно к перцептивный навыкам, в то время как знание арифметических приемов – интеллектуальный навык, а письмо – сложный. Увидев красный цвет, человек мгновенно распознает, что это красный. Потрогав шероховатую поверхность, человек осознает, что она не гладкая, следовательно – шероховатая, шершавая, неровная.

Автоматизированные двигательные процессы возможны именно из-за бессознательного распознавания объектов, дополняемые интеллектуальными навыками – закрепившимися нормами решения задачи.

К примеру, если человеку нужно умыть лицо, он распознает раковину, кран, температуру воды (перцептивные знания), вспомнит, как включать напор и регулировать его, как подносить руки к лицу и умывать его (интеллектуальные умения. Из этого синтеза рождается движение – умывание лица по утрам.

Изменение двигательных и мыслительных процессов за счет рефлексивно-перцептивных навыков

Если рассмотреть действия человека поэтапно, как это было сделано выше, становится видно, что навык помогает ускорять движения, соединять их в одно целое.

При этом лишние движения устраняются и со временем сводятся к минимуму.

Если человек не умеет завязывать шнурки, его действия будут раздельными. Сначала нужно посмотреть на схему, попробовать на практике, потом вновь свериться со схемой. Позже, когда умение окончательно закрепится и перейдет в категорию перцептивных или интеллектуальных, действие будет совершаться гораздо быстрее и без какого-либо контроля.

Программы и методики развития

Все программы и методики развития перцептивных способностей делятся на три группы:

  • комплексы для детей (и взрослых) с проблемами в развитии;
  • для детей (и взрослых) с нормальным развитием;
  • для одаренных.

В них учитываются не только интеллектуальные, но и возрастные и гендерные особенности развития детей, подростков и взрослых. Чтобы определить подходящий вариант, нужно ознакомиться с пояснительной запиской. В ней подробно описываются целевая аудитория, цели и задачи методики или программы.

Социальная значимость навыка

Человек познает себя, окружающих людей и мир через общение (вербальное и невербальное). На этой основе формируются и развиваются социально-перцептивные способности личности. Понимание эмоциональных переживаний собеседника формируется у дошкольников в процессе общения со значимыми взрослыми и сверстниками. Эта необходимая составляющая коммуникации формируется как бы исподволь, неосознанно, как адаптация к окружающей действительности.

Общение — процесс, состоящий из социальной перцепции, интеракции (обмен действиями) и коммуникации. Исключение какого-либо составляющего приводит к недопониманию, неправильному толкованию намерений, искажению контакта между собеседниками. Если над коммуникацией (обмен информацией) и интеракцией взрослые сознательно работают практически всю свою жизнь, то с перцепцией дела обстоят сложнее.

На формирование и развитие социально-перцептивных способностей оказывает влияние опыт переживания ребенком семейных ситуаций и связанных с ним эмоциональных состояний. При этом большое влияние оказывают на ребенка эмоции, проявляемые обоими родителями. Как правило, чем шире детей, тем успешнее они распознают эмоциональное состояние собеседника.

Если так случилось, что перцептивные способности у взрослого человека сформированы на недостаточном уровне и этот факт является существенной помехой в установлении и поддержании контактов, то устранению проблемы придется уделить много времени и усилий. В настоящий момент созданы специальные компьютерные программы, призванные помочь в коррекции восприятия эмоций собеседника с опорой на мимику (точнее, мимические микровыражения лица).

Проблемы интерпретации эмоциональных состояний человека описывает в своих книгах известный психолог Поскольку возникновение такой проблемы способно ощутимо испортить жизнь человека, создаются специальные курсы по обучению общению, методики, списки рекомендаций и упражнений.

Перцептивные педагогические способности, помогающие обеспечить успех урока. статья по теме

«Перцептивные педагогические способности

помогающие обеспечить успех урока»

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее — искусство. Педагогические способности — качество личности. Выделяются главные группы способностей:

* Организаторские- умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги.

* Дидактические- умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно и последовательно изложить учебный материал; стимулировать развитие познавательных интересов.

*Перцептивные- умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

*Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

*Исследовательские- умение познать и объективно оценить педагогические ситуации.

* Научно-познавательные- способность усвоения новых научных знаний в избранной отрасли.

Все ли способности одинаково важны в практической деятельности педагога? Оказывается нет. Ведущие способности это:

*педагогическая зоркость

*дидактические

*организаторские.

Остальные способности можно отнести к вспомогательным, сопутствующим. Остановимся на одной группе педагогических способностей- перцептивные способности- умение выявить особенности психики учащегося.

Некоторые теоретики предполагают, что поведение людей- как нормальное, так и ненормальное- несёт на себе отпечаток:

1.семейного окружения

2.общества

3.культуры.

Все мы являемся частью социального каркаса семьи, друзей, знакомых и даже незнакомых людей; некоторые виды взаимоотношений с окружающими, в которые мы вовлекаемся, могут усиливать отклонения в поведении и даже стать причиной их возникновения.

Педагогическая деятельность- это деятельность специфичная, и главной ее особенностью является то, что основным предметом труда здесь является личность другого человека. В центре этой деятельности еще только формирующаяся личность. А потому эта личность особо чувствительна к различным социальным воздействиям, особо ранима и менее устойчива.

Получение адекватного знания о личности учащегося важно к тому же и с другой точки зрения. Изучение личности учащегося представляется необходимым в качестве условия и метода обеспечения обратной связи в педагогическом процессе.

Психодиагностика личности способна помочь учителю в решении большинства педагогических задач. Существует целый пакет тестов определяющих тип характера человека. Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Леонгард. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором Андреем Евгеньевичем Личко.

Гипертимный тип.

Приподнятость настроения, жажда новизны во всем- это определяет все поведение. Важнейшей особенностью гипертимов является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов.

Первые признаки этого типа видны уже в начальной школе. Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Большая активность сочетается с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, строгую дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделие. Склонны к переоценке своих возможностей и чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения.

Особое внимание нужно обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия. Нельзя применять жестокость, надо заинтересовать (подкидывать новые идеи)

Циклоидный тип.

Характеризуется постоянной сменой настроений, не зависящей от самого человека, ни от обстоятельств. Настроение чередуется периодами легкой подавленности с периодами гипертивности по 10-15 дней. Этот тип характера встречается в три раза чаще у девочек, чем у мальчиков. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подросток становится домоседом, избегает компаний. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности, ненужности. Между фазами часто имеет место достаточно длительный период «гармоничного» поведения. Первые признаки этого типа около 12 лет.

Рекомендации педагогам- следить за настроением, уменьшить требования в период подавленности.

Эмоционально-лабильный тип.

Ведущим радикалом этого типа является эмоциональная лабильность. Смена настроения частая, но связана с мелкими внешними раздражителями, с различными жизненными ситуациями. На лидерство не претендующий. Предпочитает быть в кругу людей, которые к нему хорошо относятся, влюбчивы. У лабильных подростков чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, которые сами проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц.

Рекомендации педагогам- похвалить, поощрить- это улучшает настроение и стимулирует подростка к деятельности.

Астено-невротический тип.

Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность. Медленная врабатываемость, короткий пик и быстрый спад. Утомляемость обычно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований, соперничества. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу (эти вспышки физиологические). Не претендуют на лидерство, легко подчиняемы, часто оказываются под влиянием других. Начинает проявляться в 9-11 лет. Присуще на протяжении всей жизни. Независимо от уровня интеллекта учатся средне.

Рекомендации педагогам- уменьшить уровень требований (завышать отметки), спрашивать на 20-25 минуте урока.

Психастенический тип.

Главными чертами являются нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее своё и своих близких) склонны к самоанализу. Черты характера обнаруживаются уже в начальной школе. Отвечать за себя, и особенно за других бывает самой трудной задачей. Консолидируется тип в возрасте 12-14 лет, до этого лёгкость появления сомнений. На лидерство не претендует, под влияние не попадает, общается в кругу себе подобных. Склонны к тому чтобы глубинно изучать что-либо, самостоятельные, нерешительные. Имеют правильную самооценку.

Рекомендации педагогам- не ставить в положение выбора (научить нельзя), давать только конкретные задания. Использовать склонность к глубинному изучению, сделать его мозговым центром- пусть что-то изучит и расскажет другим.

Сенситивный тип.

Определяется робостью, ранимостью, нерешительностью. Имеет высокий уровень требований к себе. Появляется в 10-12-13 лет, некоторые признаки и раньше. Избирательны в общении, если подружились верны дружбе, привязаны к близким, к родителям. В себе видят множество недостатков, особенно в области волевых качеств. Часто встречается неудовлетворенность своим физическим «Я» («образ тела»). Замкнутость, робость и застенчивость особенно проявляются среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны. Чрезвычайные трудности вызывают ситуации негативного оценивания или обвинения. Ответственны, учатся независимо от уровня интеллекта, хорошо. Предпочитают жить иллюзиями, в воздушных замках. Сенситивы тяжело переносят развод родителей. Расценивают как предательство.

Рекомендации педагогам- нельзя резко вырывать из привычной обстановки, если даже едет поступать в институт желательно, чтобы ехала и мама. Необходим индивидуальный подход. С сенситивным типом надо быть искренним. Самый сложный тип.

Шизоидный тип.

Главные черты- замкнутость и недостаток чувствительности в процессе общения, неумение и нежелание общаться, неумение понять чужие переживания, желание и мысли партнера. Его мало волнует, что вокруг. Нередко неряшливы, естественное поведение- читать в шумной веселой компании. Сложно, заумно формулируют свои умозаключения, не чувствуют чужой боли и не требуют внимания к себе. Имеют причудливые хобби. Черты характера появляются в 10-12 лет.

Рекомендации педагогам -следует оставить человека в покое (т.к. шизоид самодостаточен ) или проникнуться его интересом (что бывает сложно)

Эпилептоидный тип.

Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения, с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Эти взрывы не только сильны, но и продолжительны. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Неуемное желание лидерства, допускают иерархию власти, власти добиваются любыми способами. Хорошо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где высокой показной исполнительностью перед начальством стремятся завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Свойственна мелочная аккуратность, строгое соблюдение правил (иногда в ущерб делу)

Рекомендации педагогам- можно давать власть, но делегировать так, чтобы можно было её забрать (т.е. давать мало, иначе не заберешь).

Истероидный тип.

Желание выделяться, быть ярким, жажда внимания к себе. Первые признаки появляются достаточно рано, еще в детском саду. Учатся лучше всех или хуже всех. Могут быть лживы, необычные хобби (ни у кого больше такой нет). Склонность к позёрству, свойственна театральность переживаний. Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение.

Рекомендации педагогам- чем больше уделяется им внимание, тем больше им хочется. Поэтому необходимы задания с любыми вариантами творчества. Среди актёров много истероидов.

Неустойчивый тип.

Неуёмная жажда удовольствия при нежелании трудиться, поверхностность увлечений. Признаки этого типа видны уже в 8-10 лет. Учатся плохо, прогуливают. Легко подчиняются, оказываются под влиянием эпилептоидного типа. Быстро появляется алкоголизм 15-16 лет (при ранней алкоголизации). При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Слабый волевой компонент личности. К своему будущему равнодушны, планы не строят, живут настоящим. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.

Рекомендации педагогам- жесткая регламентация времени для выполнения задания, режим «ежовых рукавиц».

Конформный тип.

Главная черта- конформность : ярко выраженное стремление быть «как все». Это стремление распространяется на всё — от стремления одеваться как все, до сильной зависимости от окружения, суждений, позиций и поведения. В «хорошей » среде хорошо учатся, стараются и работают, в «плохой»- усваивают достаточно быстро её обычаи, привычки, манеру поведения. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы.

Рекомендации педагогам- помочь сменить компанию.

Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

Используемая литература:

1. Подласый И.П.» Педагогика», учебник 1 часть.

2. Реан А.А. «Психология изучения личности».

3. Реан А.А. «Практическая психодиагностика личности».

4. Хьелл А., Зиглер Д. «Теории личности».

Кому и для чего нужно развивать перцептивные способности

Люди, работающие в сфере обслуживания, образования, логистики, ежедневно общаются с клиентами, коллегами, учениками, потребителями. В их профессиональной деятельности развитые перцептивные способности — это ключ к успешной реализации целей и задач. И не только на профессиональной стезе.

Огромную роль развитое восприятие состояния собеседника играет и на межличностном уровне общения. Часто образованные и умные люди, не способные самостоятельно «прочитать» человека, страдают недоверием и подозрительность к окружающим, что мешает их самореализации и подталкивает к ошибочным действиям и умозаключениям. Ведь человек познает себя через общение с другими людьми. Если общение искажено, то и образ «Я» претерпевает соответствующие изменения.

Развитое восприятие собеседника важно иметь каждому человеку, но механизмы и принципы использования этой способности будут разниться у всех представителей общества.

Родители

Перцептивные педагогические способности — это восприятие и понимание состояния собеседника без опоры на вербальную информацию (слова). Следовательно, каждый родитель, беспокоящийся о своих детях, обладает данной способностью в той или иной степени. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость между «доверительным» общением с ребенком и сформированностью педагогической перцепции у взрослых.

В период раннего детства именно папа с мамой являются и копирования. Поэтому часто можно услышать высказывание о том, что дети являются зеркалом семейных отношений. До трехлетнего возраста дети неосознанно повторяют за значимыми взрослыми и жесты, и слова, и интонации, и мимику. Помня об этом, родители могут в полной мере проявить свои педагогические способности в общении с ребенком.

Воспитатели

В детском саду дети получают опыт общения со сверстниками и взрослыми, которые по значимости иногда опережают родителей. Коллектив группы детского сада и родителей — благодатная среда для применения перцептивных способностей воспитателя.

Успешность его профессиональной деятельности напрямую зависит от возможности детально воспринимать состояние собеседника, адекватно интерпретировать поведение и намерения. Ведь воспитание ребенка происходит через непосредственное общение с воспитателем: в данном случае нет второстепенных вещей, важно все — мимика, интонация, жестикуляция, дикция, расстояние между собеседниками, компетентность педагога в обсуждаемом вопросе, его личностная позиция по отношению к действительности. Ведь только Личность (через полноценное общение) воспитывает Личность.

Перцептивные способности педагога — это умение воспринимать воспитанника «целиком»: с поведенческими достоинствами и недостатками, особенностями развития психомоторной сферы, общения и имеющимся социальным опытом общения. Умение «отделить зерна от плевел», взрастить их и направить по дороге гармоничного развития можно считать талантом воспитателя, который воздействует на детей личным примером целенаправленно и опосредованно.

ВУЗРУ

Термин «перцепция социальная» для обозначения факта социальной обусловленности восприятия ввел американский психолог Дж. Брунер в 1947 году в рамках создания «Нового Взгляда» на восприятие. Изначально данный термин понимался как социальный фактор перцептивных процессов. Позже, социальную перцепцию стали понимать как процесс восприятия социальных объектов, под которыми понимались другие люди, большие социальные общности и группы.

Рубинштейн С.Л., развивая идею Выготского Л.С. о процессах мышления и речи, относит социально-перцептивные способности как свойство личности, имеющие тесную связь с психическими познавательными процессами.

Направления развития социально-перцептивных качеств будущих управленцев Функции и механизмы социально-перцептивных способностей будущих специалистов в сфере управленческой деятельности Структура социально-перцептивных способностей будущих специалистов управленческого звена Методы исследования социально-перцептивных способностей будущих управленцев

Существует несколько определений социальной перцепции. Например, в психологическом словаре-справочнике даётся такое понятие: социальная перцепция – процесс формирования в общественном и индивидуальном сознании образов социальных объектов как результат восприятия, познания, понимания людьми друг друга.

В психологической энциклопедии перцепция понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психологические процессы, благодаря которым это совершается.

В энциклопедическом словаре под редакцией Бодалева А.А. даётся следующее понятие: социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

В рамках научной акмеологической школы в дальнейшем будем опираться на последнее определение, так как ключевыми понятиями социальной перцепции являются восприятие и оценка (а потом уже понимание). К примеру, сначала идет механизм восприятия (психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств как при ощущении). В процессе восприятия формируются представления людей друг о друге, но существует проблема в изучении восприятия человека человеком – связь внешности и личностных характеристик. Современная психология рассматривает данную проблему как социально-психологическую интерпретацию личности по внешности. В ходе экспериментов были обнаружены четыре способа интерпретации:

  1. Аналитический – когда определенные элементы внешности говорят о конкретном психологическом свойстве человека (например, плотно сжатые губы – человек является волевой личностью);
  2. Эмоциональный – качества личности приписываются благодаря привлекательной внешности человека;
  3. Перцептивно-ассоциативный – человеку приписываются качества другого человека из-за сходства во внешности;
  4. Социально-ассоциативный – человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия по внешнему виду.
  5. Социально-перцептивные способности – способность, которая формируется в процессе деятельности общения и обеспечивает возможность адекватно отражать психические состояния человека, его качества и свойства.

Под социально-перцептивнои способностью понимается способность, формирующаяся в деятельности общения и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состоянии человека, его своиств и качеств, предвидения хода и результата своего воздеиствия на человека. Социально-перцептивная способность как сложная система структурируется следующим образом: способность понимать психологические своиства и качества человека; способность к опознанию эмоциональных состоянии другого человека по выражению лица; способность устанавливать связь между вербальными и невербальными компонентами поведения человека и определять на этои основе его психические своиства и состояния; способность к пониманию отношении, сложившихся между людьми; способность человека видеть качества, своиства людеи, имеющих к нему различное отношение.

В частности, способность к адекватному пониманию невербального поведения включает ряд взаимосвязанных способностеи: способность к адекватному восприятию и оценке индивидуального невербального поведения и его элементов, способность к точному пониманию невербальнои интеракции; способность к адекватному определению состоянии, способность к установлению связеи между невербальным поведением и качествами личности, способность к оценке отношении и взаимоотношении партнеров общения; способность к адекватному пониманию различных психологических и социально-психологических характеристик личности и группы; способность адекватно использовать невербальное поведение как средство регуляции отношении в общении. Данная система способностеи обеспечивает успешное решение социально-перцептивных задач в общении.

Социально-перцептивные умения – непосредственное восприятие другого человека через соотнесение с собой, восприятие внешнего облика, восприятие себя через соотнесение себя через другого и т.д.

Социально-перцептивные качества – сложная система, которая характеризуется своеобразием структуры, содержания и характеристик. «Структура системы социально-перцептивных качеств включает в себя мотивацию, эмпатию, социальный интеллект, эмоциональное реагирование и отклик на переживания другого, чувства и действия, распознавание эмоциональных состояний другого и «перенос» себя в его мысли, умение давать адекватный эмпатический ответ вербального и невербального типа на переживания другого человека, общительность, самооценка, самопонимание, самообладание, самопринятие, самореализация и т.д.».

«Особое значение имеет социально-перцептивная компетентность, которая способна помочь решению различных социально-психологических проблем и обуславливает познание социальных объектов в зависимости от опыта. Изучение социально-психологических особенностей социальной перцепции (Бодалёв А.А., Петровская Л.А., Барабанщиков Б.А.) не определило в науке структуру и развитие социально-перцептивной компетентности в зависимости от динамических условий действительности».

Основу социально-перцептивной компетентности составляют социально-перцептивные способности, проявляющиеся в межличностном восприятии в качестве социально-перцептивных умений.

«Специфика межличностного восприятия состоит в том, что оно включено в психологическую систему деятельности и опосредовано личностными характеристиками субъекта воспрития».

Социально-перцептивные знания, умения и навыки являются важными факторами успешного взаимодействия в условиях совместной деятельности.

Социальная перцепция является одним из сложных понятий в психологии. Оно представляется одним из значительных вкладов социальной психологии в современную психологию человека. В процессе формирования социально-перцептивных способностей специалиста, работающего в сфере управленческой деятельности нужно учитывать особенности психологического состояния человека, его условия деятельности и служебные обязанности, чтобы успешно развить социально-психологические знания, умения и навыки, которые необходимы для успешной будущей управленческой деятельности.

Восприятие социальных объектов акцентируется оценочными и смысловыми суждениями, каузальной атрибуцией (предположениями о причинах поведения социального объекта), мотивационно-смысловой структурой текущей деятельности воспринимающего субъекта. Межличностная и межгрупповая социальная перцепция характеризуется формированием эталонов и стереотипов, предвзятых оценок и установок (эффекты первичности, новизны, социального ореола и др.).

Также, восприятие человека человеком характеризуется осмысленностью. Например, у каждого человека есть свои сложившиеся понятия и обобщенные знания о людях определенной категории (ученый, учитель, колхозник, банкир и т.д.). В формировании восприятия особо выделяется значение слова. Об этом говорит проведенный эксперимент. Так, 58 взрослым людям показывали фотографии девушки-старшеклассницы, молодой женщины, молодого человека и пожилого мужчины. В течение пяти секунд, испытуемым необходимо было словесно воссоздать облик человека, которого они только что рассмотрели. Но, перед каждым показом одной и той же фотографии группам испытуемых давались разные установки. Например, одной группе перед тем как показать фотографию молодой женщины, говорилось: «Сейчас вам будет показана фотография учительницы», а другой: «Сейчас вы увидите портрет артистки». А перед предъявлением фотографии молодого человека одной группе говорилось, что они увидят портрет героя, а другой группе – портрет преступника и т.п.

В конечном итоге было получено 224 отчета о восприятии испытуемых названных выше лиц. Так, люди разделились на три группы: первая — те, на кого повлияла заданная установка; вторая — те, на кого заданная установка не повлияла; третья — те, у кого возникла борьба между заданной установкой и своим собственным мнением. Все это говорит о том, что те люди, которые на которых повлияла установка, им характерно относительное преобладание второй сигнальной системы. У испытуемых, которые воссоздали «портреты» с натуры – относительно преобладала первая сигнальная система. У испытуемых, на которых при восприятии одних лиц установка действовала, а в других и вовсе не влияла – это говорит о том, что относительного преобладания второй или первой сигнальной системы не было.

Данный эксперимент доказал, что благодаря слову значимого человека в образ воспринимаемого человека включается содержание и оно может как характеризовать воспринимаемого, так и может быть вовсе ему не присуще.

Для специалиста, работающего в управленческой деятельности очень важен механизм восприятия, так как этот процесс является активным. Человек, воспринимая собеседника не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда и вовсе, не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается. Восприятие тесно связано с другими механизмами: с мышлением идет осознание и понимание объекта; с речью; с чувствами проявляется наше отношение к человеку; с волей происходит сам процесс восприятия вплоть до наблюдения.

После процесса восприятия человека человеком (а в нашем случае это восприятие управленца подчиненного), следует механизм оценки. Управленец оценивает поведение, вербальные и невербальные признаки, внешний вид. В данном процессе важно вынести правильную оценку действий собеседника, чтобы в дальнейшем сформировалось общее представление о нем. Как пишут А. Тессер и Л. Мартин: «Наша оценка вещей влияет на то, как мы думаем о вещах значительно сильнее, чем любой другой фактор». Благодаря оценке у нас формируется определенное мнение и суждение о человеке на основе полученной информации и процесса сравнения. Оценки могут выражаться в виде:

  1. Оценочных категорий и развернутых оценочных суждений;
  2. Специфических переживаний;
  3. Изменения поведений и действий без вербального или аффективного трансферта.

Затем следует механизм понимания. Если в процессе восприятия и оценки человек «собирал» информацию о собеседнике, то в данном случае идет осознание всей полученной информации и формирование общего мнения.

Имплицитная теория личности включает в себя механизмы восприятия и понимания людьми друг друга. Благодаря данной теории, у человека формируется представление о том, как связаны черты характера, внешний облик и поведение. Соответственно, на основе внешнего облика у человека складываются возможные черты характера, вероятные поступки и заранее настраивает себя на возможные стратегии поведения по отношению к себе. Приведем пример: если в структуру имплицитной теории личности входит понятие о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать порядочными всех смелых людей (причем связь между этими понятиями может быть случайной).

Сюда же относится формирование первого впечатления. В процессе восприятия у нас складывается мимолетное первое впечатление, но данный фактор влияет на правильность понимания и восприятия людьми друг друга. При первичном контакте с человеком у нас сначала формируется первое впечатление о нем. Данный фактор является не таким простым, как кажется. Это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты.

Эффект первого впечатления может оставить мощное и достаточно устойчивое влияние на формирование образа собеседника в целом. Например, если у человека первое впечатление о собеседнике оказалось положительным, то в дальнейшем будет формироваться положительный образ данного человека. А если первое впечатление оказалось отрицательным – то в сознание будут пропускаться только отрицательная информация о собеседнике. Это называется эффектом ореола, который является неким фильтром, пропускающим в наше сознание информацию, соответствующую первому впечатлению.

После того, как сформировались социально-перцептивные способности (механизмы восприятия, понимания и оценки), следуют эмоциональные переживания. На данном этапе, у человека подключаются определенные чувства и эмоции, благодаря которым формируется более точное отношение к человеку, ведь эмоции помогают нам лучше понимать друг друга и лучше настраиваться на общение и совместную деятельность.

Далее следует формирование межличностных отношений. Межличностные отношения бывают официальные и неофициальные: отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Вы нашем случае рассматриваются официальные взаимоотношения руководителя и подчиненного.

Деловые межличностные отношения включают в себя три функции:

  1. Когнитивная функция. Включает в себя все психические процессы: память, ощущение, мышление, восприятие, представление, воображение. Данные процессы помогают руководителю познать индивидуально-психологические особенности подчиненных;
  2. Аффективная функция. Сюда относятся различные эмоциональные переживания людей по поводу взаимосвязей между ними.
  3. Поведенческая функция включает в себя жесты, мимику, пантомимику, речь, действия, жестикуляцию.

Таким образом, социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и социальных общностей). Процесс социальной перцепции зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений человека.

Механизм оценки важен для будущего управленца, так как он оценивает поведение, вербальные и невербальные признаки, внешний вид и т.д. Соответственно, у нас формируется определенное мнение и суждение о человеке на основе полученной информации.

Социально-перцептивными способностями являются индивидуальные свойства индивида, которые возникают в процессе его взаимодействия с другими людьми и которое обеспечивает адекватное отображение их индивидуальных и личностных свойств (способности, состояния, поведение, отношения и т.д.). Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника.

Социально-перцептивные способности будущих специалистов в управленческой деятельности включают в себя совокупность коммуникативных способностей. Именно коммуникация позволяет субъектам понимать и чувствовать друг друга, устанавливать взаимоотношения и контакты, без которых общение, полноценное и эффективное взаимодействие и выполнение совместной работы невозможно.

Учителя

Перцептивные способности учителя — это умение:

  • воспринимать психологическое состояние ученика;
  • держать в поле зрения одновременно весь класс и конкретного воспитанника;
  • дифференцировать характерные черты учащегося от проявления сиюминутного состояния;
  • оценивать деятельность учеников по результату выполнения (положительный, отрицательный, нейтральный), озвучивая комплексный анализ.

Следует отметить, что требования к умениям, навыкам и компетентности учителя меняются в зависимости от сферы деятельности: школа, колледж, университет. Разные исследователи по-разному классифицируют компетенции педагога. Неизменным остается вывод о значении педагогической направленности личности в деятельности (при высоком уровне развития общих и специальных способностей).

Лариса Максимовна Митина в своих исследованиях выделяет рефлексивно-перцептивные способности педагога и их составляющие:

  • педагогическая рефлексия;
  • педагогический такт;
  • педагогическая направленность.

Все перечисленные умения — это составляющие педагогической культуры. Структура ее включает значимые качества:

  • профессионально-личностные;
  • профессиональные знания;
  • профессиональные умения;
  • активная педагогическая позиция;
  • опыт творческой деятельности.

Ценностью является ребенок — его развитие, обучение, защита и поддержка достоинства. Развитые перцептивные способности педагога — это фундамент для совместной направленной деятельности учителя и ученика в рамках педагогической культуры.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование и развитие перцептивных способностей начинается в раннем детстве. Обусловлено это адаптацией ребенка к окружающему миру и потребности в развитии (которого не существует без коммуникации).

Дети-Маугли служат тому подтверждением. Поскольку они были помещены в среду волков, то выжить можно было, только уподобляясь им (копируя их поведение). Это «подражание» запускало более сложные биологические и психологические механизмы, которые в итоге не позволяли детям стать полноценными людьми и сокращали жизнь до продолжительности жизни волка.

Этот пример заставляет задуматься о значимости окружающей обстановки (эмоциональной, материальной, сенсорной и т. д.), в которой находятся дети. Ведь в детстве перцептивные способности — это «двигатель» развития ребенка.

Ощущение как сенсорно-перцептивный процесс

Познание окружающего мира у человека начинается с ощущений, которые являются началом этого познания.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Сенсорно-перцептивный процесс 450 ₽ Реферат Сенсорно-перцептивный процесс 260 ₽ Контрольная работа Сенсорно-перцептивный процесс 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 3

Ощущение – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств, качеств предмета в сознании человека.

Ощущения непосредственно оказывают воздействие на органы чувств, с помощью которых в кору головного мозга поступает информация об окружающей человека среде. Благодаря ощущениям происходит отражение основных внешних признаков предмета – величина, форма, цвет, звук, вкус, мышечные ощущения и др.

Ощущения отличаются друг от друга своим качеством, интенсивностью, чувственным тоном. Физиологическую основу ощущений составляют анализаторы и их деятельность. Анализаторы состоят из воспринимающих рецепторов, проводящих рецепторов и центральных корковых отделов анализаторов, обрабатывающих идущие от рецепторов нервные сигналы.

Ощущения имеют определенные свойства – контраст, пороги ощущений, адаптацию, сенсибилизацию, последовательные образы.

Контраст состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность, а сильные уменьшают. Что касается порога ощущений, то чем меньше его величина, тем выше чувствительность данного анализатора. Абсолютный порог ощущений у людей разный, а верхний порог является максимальной величиной раздражителя, выше которой ощущение уже не воспринимается.

Порог различения – это минимальная разница в интенсивности однородных раздражителей, которые возможно ощутить. При длительном воздействии раздражителей чувствительность анализаторов может повышаться или понижаться, что является адаптацией.

При повышении возбудимости коры головного мозга чувствительность анализаторов может повышаться под влияние деятельности других анализаторов. Это явление называется сенсибилизацией. Например, у дегустаторов повышаются обонятельные и вкусовые ощущения.

Продолжение ощущения может наблюдаться при прекращении действия раздражителя, потому что рецепторы ещё некоторое время находятся в состоянии возбуждения – это последовательные образы, например, после морской прогулки, человек ещё некоторое время будет ощущать качку.

Ощущения по характеру действия раздражителя на рецепторы бывают:

  • экстерорецептивные,
  • интерорецептивные,
  • проприорецептивные.

К экстерорецептивным ощущениям относятся зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные и температурные ощущения.

Интерорецептивные ощущения – это ощущения боли, равновесия, ускорения, т.е. они, отражают состояние внутренних органов.

Проприоцептивные ощущения или мышечно-двигательные, отражают движение тела человека. С их помощью человек получает информацию о положении тела в пространстве, о сокращении, растяжении, расслаблении мышц. Эти ощущения имеют довольно сложный характер.

Роль перцептивных способностей в жизни взрослого человека

В структуре общих характеристик личности перцепция тесно связана со вниманием, мышлением, познанием, ощущением и воображением. В обыденной жизни люди с развитыми перцептивными способностями выгодно отличаются от своих антиподов. Это выражается в объеме, точности, полноте и быстроте восприятия, эмоциональной окрашенности процесса. Такие люди легко обучаемы, хорошо приспосабливаются к обстановке, творчески относятся к работе, имеют свою точку зрения на происходящие события, ценят время.

Возможно, зная эту закономерность, работодатели наравне с профессиональными тестами проводили бы и тесты на сформированность перцептивных способностей. В личном развитии человека перцепция также играет не последнюю роль. Решение многих проблем находится в сфере полноты и точности восприятия. Поэтому и существуют присказки «ларчик просто открывался» или «трудно найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет».

Оцените статью
Добавить комментарий