Кризис четверти жизни. 25 признаков того, что он у вас есть, и способы, как с ним бороться

Автор материала:

Инна Трофимова

писатель, психолог, гештальт-терапевт

Время от времени с нами как будто что-то происходит: жизнь перестает радовать, будущее кажется мрачным, а перспективы – туманными. Оказывается, этому состоянию есть логическое объяснение – так действуют возрастные кризисы. Что это и каковы причины их появления? Как отличить кризис от темной полосы? На что они влияют? Найти ответы на эти и другие вопросы можно, познакомившись с четырьмя основными перекрестками судьбы, которые проходит каждый. Узнав о них больше, черт может показаться не таким страшным, как его малюет воображение.

Кризис становления: 18–25 лет

Кризис возраста – особый период в жизни людей, который подвергает серьёзной проверке их личностные качества, сформированные до совершеннолетия. Привычный уклад жизни рушится, мир открывается с новой стороны, и такое положение вещей действительно выводит из равновесия.

После 18 лет к человеку предъявляются новые требования со стороны общества, семьи. Ему нужно многое менять, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Однако взрослая жизнь не всегда встречает с улыбкой. В большинстве случаев молодым людям приходится сталкиваться с её недобрым оскалом и испытывать большие трудности на пути к мечтам. В этот период многие юноши и девушки переносят большие стрессы, впадают в депрессию, поскольку психологическая защита, действовавшая в детстве, уже не срабатывает.

Суть юношеского возраста и кризиса

В юности индивиду предстоит ответить на два главных вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?» Это период персонализации, индивидуализации. По сути, это не только возрастной кризис, но и личностный.

Юноша осознает себя как создателя собственной жизни. Взрослый (педагог, родители, старший товарищ) в этот момент для него является воплощением общества и социальных ролей. То есть молодой человек осознает, что его жизнь зависит от собственного поведения, места и роли в обществе. Но он еще не знает, какие средства приемлемы для достижения той или иной цели. Потому он ориентируется на те социальные взаимоотношения, которые видит перед собой. Пропуская их через собственную призму убеждений и знаний, он делает выводы, приемлемо это для него или нет, пробует сам воплотить что-то на практике и оценивает результат. Вследствие этого через анализ, синтез и дифференциацию формируется собственное мировоззрение.

В юности происходит переход на новый уровень морали – постконвенциональный (теория морального развития Л. Кольберга). Основой для него является способность мыслить гипотетически и дедуктивно. Суть уровня – формирование личной системы нравственных убеждений, которые могут отличаться от норм конкретной группы или групп, но соответствуют человеческим взаимоотношениям как таковым. Например, «отвечать добром на добро» или «на все отвечать добром».

Первый возрастной кризис

В нашей культуре взаимодействие между юношами, девушками и обществом построено так, что они сталкиваются с первым возрастным кризисом в 18 лет. Проще говоря, до этого времени они учатся в школе, опекаются родителями, учителями, не беспокоясь о своём содержании. Но после совершеннолетия оказываются лицом к лицу с огромным, чужим миром, в котором за каждый свой поступок приходится нести ответственность.

Разумеется, существуют семьи, в которых даже совершеннолетние сыновья и дочери продолжают оставаться детьми. Родители сами выбирают им вуз, обеспечивают финансами и пытаются контролировать их времяпровождение. В таких случаях первый возрастной кризис «откладывается» до 21–22 лет. А у некоторых и вовсе появляется только в 25, если мама и папа чрезмерно заботливы. Но рано или поздно приходит время становления для нормальной жизни в социуме. В этот период формируется имидж человека, его жизненный стиль, который обычно не меняется.

В каком возрасте бывают кризисы?

Наиболее часто встречается информация относительно того, как проявляются возрастные кризисы у детей. Это связано с тем, что именно в раннем возрасте происходят формирование психики и частая смена физиологических процессов на фоне взросления. То, как личность преодолевает самые первые переходные состояния, во многом определяет ее характер. Именно поэтому максимальное внимание уделяется изучению и преодолению ранних кризисов.

Детские кризисы

В психологии разработана классификация жизненных кризисов в зависимости от возрастного этапа:

Неприятности для послушных

Многие молодые люди, привыкшие быть примерными детьми, учениками, после совершеннолетия практически не меняются. Они продолжают быть паиньками и аккуратно выполнять социальные требования. Им кажется, что если они будут делать всё хорошо и своевременно, то их жизнь будет лёгкой, спокойной, привычной. Как правило, такие юноши и девушки преуспевают в дальнейшей учёбе в вузах, колледжах, но при этом нередко воспринимаются однокурсниками как «ботаники» и зубрилы, которых не любят.

А вот лентяи и тусовщики, которые предпочитают учёбе весёлые вечеринки, чувствуют себя в общество непринуждённо. Они оттачивают свои навыки общения на разных пати, заводят полезные связи, что позволяет им в дальнейшем стать более успешными. К сожалению, бывшие отличники быстрее ломаются, чем двоечники, когда сталкиваются с реальной жизнью лицом к лицу. Они вырабатывают навыки, которые позволяют вести себя правильно и нравиться обществу. Очень часто такие люди становятся жертвами офисных интриг, так как не умеют выкручиваться из сложных ситуаций и ставить на место зарвавшихся коллег.

Все ли проходят кризис среднего возраста? Нужно ли с ним как-то бороться?

Переоценку своего опыта в норме проходят все. Но не все сталкиваются при этом с депрессивным состоянием. Для некоторых период переосмысления опыта проходит почти бессимптомно, незаметно. Хорошая новость от американских исследователей экзистенциональных глубин: на самом деле люди среднего возраста более удовлетворены своей жизнью, чем молодое поколение, и острый кризисный этап переживает лишь четверть перешагнувших 40-летний рубеж.

Психологи считают, что за ширмой «кризиса среднего возраста» часто скрываются общие проблемы неудовлетворенностью жизнью. Это может быть как нелюбимая работа, так и желание создать семейные отношения с другим человеком.

«Бороться нужно, но осторожно и грамотно, — убеждена Саша Строгонова. — Если человек проходит кризис остро, то лучше всего обратиться за помощью к психологу».

Знания или коммуникативные способности?

Какой вариант выбрать, чтобы иметь в жизни успех и в период становления не испытывать серьёзных трудностей? Знания очень нужны, так как без них человек духовно беден, невежественен и груб. Но посвящать всю свою жизнь постоянному обучению тоже нельзя. Как показывает практика, вечные отличники в жизни часто несчастливы. Они не способны подстраиваться под реалии окружающего мира и в случае каких-либо форс-мажорных ситуаций просто теряются.

А вот люди с хорошо развитыми коммуникативными качествами успешно решают многие проблемы и умеют находить общий язык практически со всеми. Они виртуозно играют нужные роли в нужное время, поэтому легче переносят кризис становления в эмоциональном отношении.

Для включения и активной работы социальной рефлексии стоит больше времени уделять не зубрению очередного учебника, а отношениям, общению. Как считают психологи, в возрасте 18–25 лет благоприятнее всего воздействует на человека любовь. Ему приходится выходить из зоны комфорта, разговаривать, приобретать новые навыки и умения, чтобы быть рядом с объектом своего вожделения.

Каковы симптомы у людей, переживающих кризис среднего возраста?

Пожалуй, самым очевидным симптомом является сниженный фон настроения в течение продолжительного времени. Это нельзя спутать с временным ухудшением настроения или усталостью. Кратковременную потерю жизненного тонуса легко восстановить, сменив обстановку или отдохнув. Кризис, затрагивающий жизненные смыслы, требует более длительной проработки и внимательного отношения.

Симптомы разделяются на обсессивные (мысли) и психофизиологические.

  • Деструктивные обсессии: «Я уже никогда не стану…», «У меня морщины, седина — это ужасно», «Никогда не был успешен и начинать поздно», «Если бы я только смог вернуться, то все сделал бы по-другому и не находился бы сейчас в этом болоте», «В 25 лет некоторые имеют все, а что я в свои 40?» и так далее.
  • Психофизиологические симптомы: чувство апатии, жалость к себе, ощущение опустошенности, тупиковости происходящего, падение интереса к противоположному полу или, наоборот, нездоровый интерес к сексу и смене партнеров, желание сбежать, суицидальные мысли, гнев, резкая смена интересов, хобби, появление или усугубление вредных привычек.

Кризис смысла жизни

Интересно, что многие люди в период личностного становления часто задаются вопросом о смысле жизни. Юноши и девушки пытаются понять назначение своего «я», его роль в социуме, поэтому невольно проявляют интерес к психологии, самопознанию, эзотерике. Если внутренних резервов не хватает и человек духовно беден, то он скатывается на дно. Часто молодые люди становятся алкоголиками, наркоманами, когда не могут преодолеть кризис смысла жизни. Некоторые тинэйджеры объединяются в группы, создают свои субкультуры, протестуя таким образом против обезличивания взрослой жизни. К сожалению, есть и те, кто заходит слишком далеко и решается на самоубийство. Но подобное действие – не выход из ситуации, а всего лишь проявление малодушия.

Автор: психолог Марина Александровна Байдюк

возрастной кризис воспитание дети детская психология кризис становления огда я стану взрослым психология психосоматика семья

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК (16-18 лет).

Психолого-физиологическая характеристика

юношей и девушек.

В подростковом возрасте формируется ряд психофизиологических особенностей, на основе которых осуществляется процесс социализации в младшем юношеском возрасте (16- 18 лет). Эти особенности заключаются, во-первых, в изменении места юношества в обществе и их вступлении в новые отношения с миром взрослых, а также изменении требований к самому себе на основе существенного интеллектуального скачка. Все с ними считаются, все чаще и чаще интересуются их мнением (особенно младшие). У них появляется возможность пойти на риск и принять самостоятельное решение. Однако, при огромной тяге юношества к самостоятельности и независимости они отличаются повышенной конформностью. Осознание того, что они не способны к самостоятельному существованию делает их зависимыми от родителей, а опасение одиночества заставляет следовать нормам и правилам той микрогруппы, в которой они пребывают.

Юношеский возраст- это активная пора формирования ценностных ориентаций, основанных на собственном мироощущении, которая в свою очередь формируется на базе идеала, но уже не персонифицированного, а совокупного, объединяющего свойства и качества отдельных индивидов, в том числе из числа их окружения. Я- идеальное входит в конфликт с Я- реальным, усиливается внутренний конфликт, возрастают эмоциональные переживания юношей и девушек.

Становление личности в этом возрасте отличается противоречивостью. Иногда наблюдаются срывы, недостаточная целеустремленность, неустойчивость и незрелость в ряде моральных вопросов, явное стремление подражать моде, излишне высокомерное отношение к своим сверстникам и взрослым.

Во-вторых, в юношеском возрасте происходит переход к сознательному выбору жизненных ориентаций. Формируется собственный взгляд на мир и место в нем человека. Юношеский возраст характеризуется двумя тенденциями: повышенным интересом к собственной личности, самопознанию, самовоспитанию и стремлением к расширению социальных связей. В этом возрасте человека недостаточно изолировать от среды и ее вредных воздействий (что могло иметь успех в более раннем возрасте), его надо убедить. Способность сознательно выбирать нравственные ценности и в соответствии с ними формировать моральное качество расширяет сферу их ответственности.

В-третьих, юношеский возраст это важнейший этап развития социальной активности формирующейся личности. Специфика этого возрастного периода заключается в активности по удовлетворению своих потребностей. А именно, в юношеском возрасте, за счет мощного подъема воображения, активизации самостоятельного творческого мышления, а вслед за этим и деятельности, происходит интенсивное формирование новых потребностей, юноша пытается найти свое место в системе социальных ценностей.

В-четвертых, специфика юношеского возраста заключается в их способности, в большом объеме и вместе с тем с большой степенью избирательности, устойчиво воспринимать новое знание. Зрелость мышления юноши делает его способным анализировать те или иные явления действительности, логику которых он стремится понять. Созревание фантазии способствует абстрагированию при исследовании той или иной проблемы.

К юношескому возрасту мозг человека отличается высокой пластичностью, его резервные возможности чрезвычайно велики. Юноши и девушки обладают огромными потенциальными возможностями повышенной концентрации внимания, быстрого и четкого выделения наиболее значимой информации и организации мыслительной деятельности. В юношеском возрасте природа создает уникальные условия для быстрого развития, для компенсации всех тех отставаний, которые могли накопиться по тем или иным причинам в более раннем возрасте. Не случайно, как правило, именно в юношеском возрасте полностью раскрывается талант выдающихся музыкантов, художников, физиков, математиков, спортсменов и т.д.

И, наконец, пятой особенностью социализации юношеского возраста является ее относительная устойчивость. Это продиктовано тем, что в юношеском возрасте закладываются основы собственного мировоззрения, формируются ценностные ориентации, и в своей повседневности юноша ориентируется не на конкретные образы, а на определенные требования, которые он предъявляет к людям и самому себе.

Бурное развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной и социально-нравственной сфер жизнедеятельности формирующейся личности, усугубленное постоянно изменяющейся социальной ситуацией, обуславливают гибкость в социальной адаптации юношества.

Сензитивные периоды актуализации сущностных сил

юношей и девушек.

В юношеском возрасте происходит переход к сознательному выбору жизненных ориентаци й формируется взгляд на мир и место в нем человека. Существенные изменения претерпевает представление о себе. “Развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации Я- концепции, в частности, к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности”. (29,с. 169). В качестве главенствующей цели юношества выступает стремление выдепиться, возвыситься над другими, на стержень самоутверждения нанизывается сознание и поведение юношей и девушек. Совокупность установок “на себя” резко изменяется. Юношеский возраст, как ни какой другой, сензитивен для формирования устойчивой и аргументированной позитивной Я- концепции.

Юность сензитивна для становления мировоззрения, потому что

именно в это время созревают когнитивные и личностные предпосылки. К 16 годам формируется способность к анализу и синтезу, раскрытию причины, связи и закономерностей, к широким обобщениям, сочетанию абстракции и конкретизации. Мышление становится диалектическим- события и явления рассматриваются в их многообразных связях и опосредованиях, в развитии, в качественных изменениях , в борьбе противоположностей.

Как замечает И. С. Кон, юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением его умственного кругозора, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим регулятивным принципам.

В юношеские годы, когда человек вплотную подходит к вопросу выбора профессии, брака и т.п., он задумывается над выбором своего жизненного пути, о смысле жизни- этом остове мировоззрения.

Одной из составляющих сензитивности является актуальность. Это ситуация, когда в качестве движущей силы выступают не психофизиологические процессы, а требования общества, с одной стороны, и реакции индивида на эти требования, с другой.

В юношеском возрасте, в силу объективных обстоятельств (окончание школы и переход к профессионально-трудовой деятельности), возникает необходимость профессиональной ориентации. Для побуждения этого вопроса часто хватает риторического вопроса: “чем ты намерен заниматься в жизни, на что жить?”, чтобы заставить юношу (девушку) задуматься над этой проблемой и начать поиск.

В этой связи, именно в данном возрасте, необходимо дать качественный окрас разрешению этой проблемы: выработать устойчивую мотивацию конкретному виду профессиональной деятельности; сформировать моральную готовность к труду; выработать творческое инициативное отношение к труду; сформировать чувство собственника, хозяина, с одной стороны, и чувство долга и ответственности перед обществом, с другой.

Таким образом, юношеский возраст сензитивен для профессиональной ориентации.

Любовь между юношей и девушкой, вот чувство которое буквально будоражит 16-20 летних. Любовь, существенным образом, воздействует на социализацию юношества. Существуют ли сензитивные периоды любви? Их четыре в детском периоде: 3 года, 7-8 лет, 12-13 лет и 15-17 лет. В эмоциональном плане самым сильным является первый период, а в социальном- четвертый, т.е. юношеский. Этот период любви обусловлен стремлением к эмоциональному контакту и душевной близости; потребностью в психологической поддержке и защите близкого человека; сексуальными устремлениями, желанием иметь детей и др. То есть, юношеская любовь, какой бы она ни была “безумной”, все же мотивирована и впервые сориентирована на создание семьи.

Именно в этой связи, юношеский возраст наиболее благоприятен для формирования и развития чувства любви, культуры проявления этого чувства, для побуждения ответственности за любовь.

Любовь, в юношеском возрасте, большей своей частью зиждится на факторе внешности, и юноши и девушки делают все возможное, чтобы понравиться, но мало кто знает как в лучшую сторону изменить свою внешность. Проблема внешности особенно актуальна для юношества, стало быть, этот возрастной период сензитивен для формирования культуры внешности и поведения: походки, позы, моды, жестикуляции, одежды, манеры держать себя и т.п.

Таким образом, в каждой возрастной группе существуют наиболее благоприятные временные зоны актуализации сущностных сил индивида. При этом большая их часть попадает на досуговое пространство.

Типы досугового общения юношей и девушек.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ТИП.

Это тип юношей и девушек с сильным самоконтролем, способностью заблокировать агрессивные импульсы. Это тип, ориентированный на ответственность. Их характеризует оптимистическое отношение, вера в собственные возможности, хорошие успехи в учебе и ответственное отношение к самому себе, другим, обществу.

Это юноши (девушки) с четкой жизненной программой и твердым разграничением, что можно и что нельзя. Видят свое место в жизни и знают как сделать карьеру, деньги. Они аргументированы, серьезны и деловиты в общении, требуя того же от своих сверстников.

Пытаются быть современными, образованными и модными, впрочем не превращая последнее в смысл своего существования.

Их девиз- успех, и если досуговое времяпрепровождение приводит к успеху, то есть и досуг.

В общении с таким типом и просто, и сложно. Просто потому, что он понятен и предсказуем, сложно потому, что может оставить в критический момент, если не видит смысла в дальнейшей совместной деятельности, ибо этот тип руководствуется, в первую очередь, полезностью.

Их досуговые увлечения отличаются необычностью, силой и постоянством. Читают, как правило, много, но исключительно “полезную” литературу, способствующую быстрому росту в области литературы, искусствознания, философии, политики и т.д. Хобби поражают необычностью: древние языки, НЛО, парапсихология и т.п. Увлекаются спортом, так как “это полезно для здоровья” или “можно добиться успеха, получить разряд”. Художественные виды деятельности даются с трудом, но если входят в круг увлечений рационалиста, то он, что называется, “доходит до сути”.

Сексуальные переживания активно скрывают. Сексуальная активность юношей, из-за отсутствия теплоты, чаще всего претерпевает фиаско, что отрицательно влияет на отношение к женщинам в будущем.

Практически воздерживаются от алкоголя, наркотиков. азартных игр, делинквентного поведения.

ТВОРЧЕСКИЙ ТИП.

Творчество есть сущность этого типа юношей и девушек. Они творят себя, творят окружающий мир. Это их состояние перманентно. Они талантливы и энергичны от природы и могут одновременно заниматься сразу несколькими большими делами, подчас с блистательным успехом, но непродолжительное время.

Творческому типу свойственна склонность к рассуждательству, любовь к самоанализу.

Одновременно с этим их часто охватывает тревожная мнительность: как бы чего не вышло ужасного и непоправимого. Защитой от тревоги за будущее становятся выдуманные приметы и ритуалы.

В общем, это тип оптимиста и позитивиста, но случается, когда надо сделать самостоятельный выбор, его одолевает нерешительность. И, как бы в порядке компенсации этого своего качества, юноши и девушки творческого типа проявляют неожиданную самоуверенность и безапелляционность в своих суждениях, скоропалительность действий в моменты, когда требуется обдуманность, осмотрительность и осторожность.

Самооценка юношей и девушек творческого типа, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой, часто они приписывают себе свойства и качества, симпатичные с их точки зрения, но начисто у них отсутствующие.

Досуговые интересы этих молодых людей самые разнообразные, они с энтузиазмом вступают в различные творческие общности, занимаются индивидуально. И в том и в другом случае добиваясь неплохих результатов.

Одновременно с этим их физическое развитие оставляет желать лучшего.

Признание и объяснение в любви (как у юношей, так и у девушек этого типа) могут быть столь решительными и неожиданными, что часто шокируют и отталкивают. В свою очередь, отвергнутая любовь крайне обостряет чувство собственной неполноценности, на этой почве могут появиться суицидные мысли. Сексуальное развитие опережает уровень их сверстников, что часто является причиной многих жизненных коллизий.

РЕЛИГИОЗНО-НАПРАВЛЕННЫЙ ТИП.

К религиозно-направленному типу мы относим молодых людей, исповедующих религиозные течения, не имеющие корней в России и являющиеся в некотором роде искусственными для россиян. Это различные ветви протестантизма (адвентисты, методисты, баптисты и др.), шиитские секты, кришнаиты и др. Окрашенные самодеятельностью с оттенком невежества подвижники этих сект пытаются быть, что называется, “святее Папы Римского”, и совершенно непохожи своими садомазохистскими отклонениями на свои прототипы.

Этому типу свойственна “покорность, которая является как бы укрощенной агрессией”. Для них характерно малое число друзей, социальных контактов вне религиозных группировок, молчаливость, миролюбие, домашнее проведение свободного времени.

Искусственная изоляционность при сосредоточении всей своей жизненной энергии на религиозных догматах приводит к тому, что вера трансформируется в страх. У них ярко выражены эмансипационные устремления. В сущности, находясь в относительной изоляции от общества и в особенности от сверстников, живущих диаметрально противоположными интересами, они пытаются доказать не только свое равенство, но даже особенность, избранность.

Сексуальные потенции, практически во всех сектах, искусственно подавляются.

Искусственность, вот отличительная черта молодежи этого типа. Ибо там, где отсутствуют корни, где нет традиций, там она (искусственность) неизбежна.

Досуговые интересы искусственно сводятся к религиозному культу. Искусственное для россиян религиозное мировоззрение отторгается родными, близкими, обществом и, в результате, представители этого типа оказываются в социальной изоляции со всеми вытекающими последствиями. Им свойственна изоляционность, эгоизм, аскетизм, отчужденность и даже агрессивность в отстаивании своих убеждений.

АВАНТЮРНО-РОМАНТИЧЕСКИЙ ТИП.

Представители этого типа личности всегда тянутся в компанию, тяготятся одиночеством, среди сверстников всегда стремятся к лидерству. Неразборчивые в выборе знакомых, легко могут оказаться в неблагоприятной среде, любят риск, склонны к авантюрам. Охотно выпивают, проявляют интерес к наркотикам.

Обладают завидным чувством нового, их привлекают новые люди, новые увлечения, новые места тусовок, но быстро увлекшись, быстро остывают, редко доводя начатое дело до конца. Любят прихвастнуть, с шиком погулять, поэтому часто влезают в долги и, как следствие, в зависимость. Свое будущее склонны видеть исключительно в радужных красках. Неудачи, как правило, вызывают бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи, так как представители этого типа верят в свою фортуну, переоценивая при этом свои способности и возможности.

В отношениях со сверстниками быстро отходчивы. Быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем только что были в ссоре. Это в общем-то положительное качество часто переходит в беспринципность.

Место увлечений у них занимает многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, “глазение” на происходящее вокруг, детективно-приключенческие интересы- все это питается жаждой получить новую легкую информацию, не требующую никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребность во множестве поверхностных контактов, позволяющих этой информацией обмениваться.

Знакомства предпочитаются такие же легкие, как и поглощаемая информация. Веселая компания для них всегда важнее преданного друга.

Полученные сведения легко забываются, в смысл их не вникают, никаких выводов не делается.

Их “хобби” часто и легко меняются, ибо они не утруждают себя на проявление таких качеств как усидчивость, аккуратность, обязательность, пунктуальность и т.п.

В увлечениях особую дань отдают азартным играм. Спорт их мало интересует, разве что гонки на мотоциклах и езда в автомобиле, конечно без всякого знания материальной части. Случаются угоны автомобилей и мотоциклов с целью покататься. Другие досуговые интересы быстро отвергаются, так как требуют приложения труда и систематических занятий.

Они не строят планы на будущее, живут настоящим, желая извлечь из него максимум удовольствий. Побеги из дома для них привычное дело.

Самооценка необъективна, как правило, крайне завышена, особенно в интеллектуальном плане.

Половое чувство, рано пробуждаясь, бывает сильным, что приводит к ранним сексуальным связям, а в купе с неразборчивостью в выборе компании для общения, склонности к алкоголю и наркотикам, часто и к сексуальной девиантности. Сексуальная жизнь со временем становится таким же источником развлечений, как выпивка и похождения.

КРИМИНАЛЬНЫЙ ТИП.

В юношеской среде встречаются индивиды с ярко выраженной противоправной направленностью- это криминальный тип личности. Главной чертой этого типа является поиск объекта, который бы можно было осквернить, разрушить, независимо от того, будь то музейный экспонат или человек. Их разрушительная деятельность сопровождается циничной бранью, жестокими побоями, граничащими с садизмом.

Этот тип характеризуется таким поведенческим признаком как агрессивность, вызванная прежде всего слабым самоконтролем, неумении управлять своими эмоциями. Ведущая ориентация на сверстников, на неформальное общение. Характерными являются такие черты как эгоистичность отношений и поиск удовольствий. Взгляды на будущее у такого типа пессимистичны и неопределенны. Почти всегда наблюдается склонность к алкоголю. Алкогольное опьянение вызывает бурную реакцию- гнев, ярость, агрессивность.

Одержимые стремлением властвовать, от своего ближайшего окружения они требуют безукоризненного подчинения, с ослушниками жестоки, не терпят проигрыша даже в пустяковой игре. Желая установить свои порядки в группе сверстников, выискивают компанию из более младших, слабых, беззащитных. В общении злопамятны и мстительны.

Сексуальное влечение отличается грубостью, нередко сопровождается садо-мазохистскими проявлениями. Любовь почти всегда окрашена ревностью.

Досуговые увлечения сориентированы исключительно на обогащение. Это азартные игры, коллекционирование вещей, приносящих при обмене или продаже материальную выгоду. Спорт интересен лишь с точки зрения развития грубой физической силы.

Именно в таких общностях, в таком стиле, в разных возрастных группах происходит досуговое общение детей, подростков и юношества. У каждого типа по-своему протекает нормативный процесс, то есть осваиваются нормы социально-типического поведения; осуществляется познавательный процесс, то есть происходит накопление индивидуального социального опыта; происходит социальное утверждение посредством реализации типичных индивидуальных сторон индивида.

Выделением типов досугового общения как бы закрывается вопрос дифференцированного подхода, однако это не означает примитивного отношения к этой проблеме. Составляющие дифференцированного подхода следует рассматривать не через запятую: возраст, социальное положение, тип досугового общения и т.п.; а в сопряжении возрастных параметров на социальное положение семьи, а то и другое- на тип досугового общения и т. д.

Стандартизированные характеристики уровня социализации юношества (16-18 лет).

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА… КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1…осознание принадлежности к социально-исторической общности Досконально знает родословную своей семьи. Осознает свою этнографическую принадлежность. Собирает и поддерживает национальные традиции. Проявляет активный деятельный интерес к судьбе страны. Понимает необходимость сохранения национальной культуры, ее исторических корней. Проявляет интерес к исследованию различных национальных культур, инициирует творческие контакты с другими этносами. 4 осознанность, активность, устойчивость
Интересуется истоками своей семьи, активно поддерживает семейные традиции. Интересуется вопросами истории и этнографии своего народа, проявляет интерес к культуре других народов. 3 активность, устойчивость, неосознанность
Мало что знает о своей семье. Вопросами истории и этнографии своей страны владеет поверхностно, лишь на уровне художественных кинолент. Интереса к национальным традициям не проявляет. 2 слабая активность, неустойчивость, неосознанность
Не знает истории своей страны. Понятие семьи отягощено ощущением страха, вражды и позора. 1 индифферентность, граничащая с негативизмом
2…усвоение и соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей Проявляет твердое и убежденное знание правил и нравственных норм культуры поведения в обществе. Имеет твердый духовный стержень, высокую моральную устойчивость. Основной нравственный принцип- бескорыстная доброта и отзывчивость. Справедлив и борется за справедливость в любых обстоятельствах. Владеет способностью критической самооценки. Дисциплина выступает не в качестве внешнего требования, а в качестве мотивированной потребности. Понимает роль и значение лиц, охраняющих общественный порядок. Непримирим ко всякого рода проявлениям национализма.
Знает и соблюдает нормы и правила социального поведения. Отвечает за свои поступки. Выражает сочувствие и сострадание к больным, инвалидам, престарелым и младшим, проявляет заботу о “братьях меньших”. Проявляет интерес к нормам и культуре народов других стран
Отличается демагогическими наклонностями, правила и нормы поведения трактует так, как выгодно ему. Способен пойти на компромисс с совестью. С несправедливостью борется только тогда, когда это касается его лично.
Беспринципен, равнодушие к соблюдению норм и правил поведения граничит с циничным презрением.
3…социальную инициативу Знает основные общественно- политические течения. Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность. Выступает в качестве инициатора социально-политических акций. Разбирается в основах общественно-политической системы страны. Умеет организовать сверстников, повести их за собой. Четко и убежденно аргументирует свою позицию.
С интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом. Участвует в доступных возрасту общественно-политических акциях, однако предпочитает следовать за другими. Испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения.
Малоактивен в общественно-политических делах, предпочитает позицию зрителя. В случае участия в общественно-политической акции действует спонтанно, быстро охладевает. Не имеет собственных политических убеждений. С легкостью принимает прямо противоположную позицию.
Безразличен к общественно-политическим делам, происходящим в стране. Неотзывчив на призывы сверстников к политической активности.
4…природу Имеет целенаправленный интерес к природе и потребность оберегать ее. Осознает свою связь с природой и ее закономерностями. Ищет объяснения загадочным явлениям природы. Противостоит жестокому обращению с природой. Увлекается биологией, зоологией, туризмом и т.п. Владеет способностью организовать вокруг себя любителей природы.
Любит природу, ищет научное обоснование законам ее развития. Пытается найти баланс в своих отношениях с природой. Стремится приобрести новые знания о природе. Принимает участие в природоохранительной деятельности. Владеет туристическими навыками.
Не интересуется закономерностями природы. Не осознает себя как часть природы. Безразличен к вопросам сохранения природы и животного мира.
Разрушает природу, проявляет жестокость к животному миру.
5…искусство Имеет устойчивую направленность на искусство. Разбирается в специфических различиях видов и жанров искусства. Имеет сформированный художественный вкус и художественный идеал. Ярко проявляет художественную направленность, увлекается различными видами искусства. Осознает роль и место искусства в жизни человека и общества. При передаче своих чувств и мыслей часто прибегает к художественным образам. Ярко выражено стремление воздействовать на духовную жизнь других людей посредством пропаганды искусства. Понимает необходимость охраны памятников искусства.
Активно изучает и общается с искусством, посещает лектории, театры, музеи и т.п. Стремится к художественному самообразованию. Ориентируется в направлениях и стилях искусства. Увлекается различными видами искусства.
Интерес к искусству слабый, с трудом соглашается пойти в театр, на выставку, литературу по искусству не читает, специальные телепередачи не смотрит. С легкостью принимает художественную оценку, суждения другого.
Интерес к искусству отсутствует. При соприкосновении с искусством обнаруживает полное его непонимание, граничащее с агрессивным неприятием.
6…учение Учится осознанно и целенаправленно, характеризуется стремлением к самостоятельности, настойчивости и требовательности в учении. Часто привлекает дополнительный материал при изучении той или иной дисциплины. Испытывает удовлетворение от процесса познания. Проявляет активный интерес к отдельным областям знания. Способен давать четкие определения, анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, логически обосновывать, делать правильные выводы. Инициирует обмен мнениями о прочитанном, увиденном, услышанном.
Проявляет ответственное заинтересованное отношение к учению. Особое предпочтение отдает предметам, необходимым для приобретения профессии. Проявляет готовность к познавательной деятельности. Владеет умением заниматься сосредоточенно, способен самостоятельно работать с книгой, понимает необходимость хорошо учиться как долг. Способен последовательно и обоснованно излагать свои мысли о прочитанном.
Процесс учения не представляет для него никакого интереса. Учится под давлением родителей и учителей. Занимается лишь тогда, когда может себя заставить, но и при этом занимается недобросовестно, без должного старания. Проявляет интерес к занимательным передачам, однако к книге, как источнику знания, обращается крайне редко.
В учебе безответственен и пассивен. При малейшей возможности пытается избежать процесса учения.
7…труд Отличается сформированной внутренней потребностью в труде, как способе существования человека. Осознает меру человеческого труда, вложенную в вещи его окружающие. Творчески относится к собственному труду. Сформирована потребность своим трудом приносить конкретную помощь себе и обществу. Проявляет творческую инициативу в труде. Объективно оценивает свои трудовые навыки.
Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу. Одинаково ответственно относится ко всем трудовым поручениям. Активно ищет себе работу. Обладает закрепленными трудовыми навыками. Активно ищет свой профессиональный путь.
Желание трудиться слабое, нестабильное, быстрее вынужденное, чем добровольное. С легкостью может не выполнить данное ему дома или в школе трудовое поручение до конца. Профориентационный интерес крайне слабый.
Установка на труд резко отрицательна. Трудится исключительно по принуждению. При малейшей возможности уклоняется от трудовой деятельности.
8…других людей Проявляет активность и доброжелательность в общении с окружающими. Сильно развито чувство эмпатии. Понимает окружающих с полуслова, отзывчив к людям, старается вовремя прийти на помощь. В общении ориентируется на положительные качества партнера, помогает самоутверждению слабых, создает им положительную репутацию. Сам справедлив, честен и отстаивает справедливое отношение других к окружающим. Отличается неприятием лжи, несправедливости, зазнайства, упрямства, трусости и т.п. Критику высказывает исключительно из добрых побуждений.
Имеет ярко выраженную установку на доброе, отзывчивое отношение к окружающим. В случае необходимости готов помочь друзьям, товарищам. Интересуется их делами и проблемами. Быстро откликается на инициативу других. Пытается ладить с окружающими, однако, случаются незначительные рассогласования во взаимоотношениях.
Отличается слабой установкой на других. По отношению к другим пассивен, инертен, прослеживается явное нежелание оказать помощь окружающим, он занят исключительно собой. Отмечается пренебрежительное, презрительное отношение к слабостям и недостаткам других. Прослеживается нетерпимость к мнению товарищей.
В отношениях с окружающими преобладает конфликтность, агрессивность и резкое неприятие чужого мнения.
9…на себя Сознает себя как личность, отчетливо отделяя свое “Я” из общего “МЫ”. Требователен и критичен к своим суждениям и поступкам. Прислушивается и адекватно относится к тому, что о нем говорят другие. Знает свои слабые и сильные стороны. Постоянно самосовершенствуется, работает над своим имиджем, думает о карьере. Четко знает чего хочет добиться в жизни, имеет ясную цель. Понимает роль физической культуры в жизни человека, осознает необходимость укрепления здоровья для полноценной учебы, труда. Тщательно следит за своим внешним видом.
Объективно оценивает свои достоинства и недостатки. Чаще всего требователен к себе, но допускает некритичное отношение к своим поступкам. Активен, полон энергии в делах, всегда и всем готов прийти на помощь. Усиленно стремится поддерживать спортивную форму и благополучный внешний вид. Недостаточно четко сознает то, чего он хочет добиться, не ясно представляет свое будущее.
Отличается некритическим, нетребовательным отношением к себе. Сдержан, зажат в общении. В трудных ситуациях теряет ориентацию, не может принять правильное решение. Часто ноет по поводу своего невезения. Небрежен, имеет лишь общее представление о значении физкультуры и спорта для человека. Мечтает добиться чего-то в жизни, не прикладывая к этому особых усилий.
Инертен, кажется что интерес к жизни у него потерян. Нет ни цели, ни принципов. Полное отсутствие планов на будущее, стремится уйти от трудностей. Безразличен к своему внешнему виду и физическому состоянию.

Таким образом, сравнивая реальное поведение и суждения детей, подростков и юношества со стандартизированными характеристиками можно, с одной стороны, определить их уровень социализации, с другой, обнаружить и восполнить недостающие социально значимые свойства и качества индивида.

Процедура оценки уровня социализации, по отдельным ее признакам, проста. Критерии оценки уровня социализации выражены в качественных показателях в виде числовых символов. Самый высокий показатель 4, самый низкий 1. Оценка общего уровня социализации по совокупности ее признаков (коэффициент социализации) возможна посредством сравнения суммарного балла реальной оценки всех признаков социализации (Р.С.Б.) с максимальным суммарным баллом (М.С.Б.), то есть эталоном.

Отсюда: Р.С.Б.

К. Социализации = ————

М.С.Б.

При этом К= 0,2 указывает на асоциальность индивида, К= 0,4 характеризуется как критический, 0,6-тревожный, 0,8- достаточный, 1- идеальный уровень социализации.

В заключении заметим, что наибольшая надежность диагностирования уровня социализация обеспечивается разнообразием используемых методов и приемов. Уровень социализации можно считать установленным, если на это указывают результаты нескольких экспертов, полученные разными путями.

ЛИТЕРАТУРА

1.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М. , 1985 -148с.

2. Азбука семейной жизни от Я до МЫ. М., 1988.

3. Айвазян В. Я. Социалистический тип социальности. Ереван, 1990.

4. Айванхов О. Воспитание до рождения. СПб., 1992.

5. Актуальные проблемы психоневрологии детского и подросткового возраста. М., 1976.

6. Актуальные проблемы социализации личности в условиях НТР, Киев, 1975.

7. Амонашвили Ш.А. Единство цели (В добрый путь, ребята) М., 1987.

8. Амонашвили Ш.А. и др. Педагогический поиск. М., 1987.

9. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.

10. Андреенкова Н.В. Роль семьи в социализации индивида. //Проблемы быта, брака, семьи. Вильнюс, 1970.

11. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. //Социальные исследования. М., 1970, вып.3, с.41.

12. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988- 238с.

13. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.

14. Анищук В. В. Рост социальной активности молодежи. Киев, Одесса, 1988.

15. Арина И. Л. Уроки прекрасного. М., 1983.

16. Артемьева Т. И. Развитие личности и ее способностей.//Проблемы психологии личности. М., 1982. с. 169-172.

17. Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976- 158с.

18. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

19. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991.

20. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М., 1925- 695с.

21. Баранов В.Е. Экран становится другом. Из опыта работы учителя. М.. 1979.

22. Бардин К. В. Если Ваш ребенок не хочет учиться. М., 1983.

23. Басов М.Л. Общие основы педологии. М., 1931.

24. Бастрыкин А. И. Ширяев А. Б. Мода, кумиры, собственное “Я”. Л., 1988.

25. Бахтин В. Т. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

26. Бахур В.Т. Это неповторимое “Я”. М., 1986- 192с.

27. Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. М., 1984.

28. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.

29. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986- 222с.

30. Бертин Андре. Воспитание в утробе матери. М., 1982.

31. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М., 1984.

32. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. М., 1988-301с.

33. Бибрих Р.Р., Орлов А.Б. Монолог…или диалог? (закономерности развития и формирования детей в семье) М., 1980.

34. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения под ред. А.В.Петровского. т.1-2 М., 1972.

Оцените статью
Добавить комментарий