Особенности восприятия информации аудиалом визуалом кинестетиком

Автор материала:

Игорь Лядский

ученый-генетик, писатель, бизнес-тренер, доктор философии (PhD).

Окружающий мир многообразен. Познавать его помогают зрение, слух, обоняние и другие анализаторы. В зависимости от того, какой канал восприятия преобладает, человек может принадлежать к одному из психотипов. Наименее многочисленный из которых аудиал, больше доверяющий ушам, чем другим органам чувств. В мире, где преобладает зрение и тактильность, подобный «выбор» выглядит странно. Чем же вызвано появление этого психотипа? Почему аудиалы не исчезли в процессе эволюции человека? Есть ли у них какие-то преимущества? Разберемся в этом.

Кто такой аудиал?

Аудиал – это человек, который предпочитает познавать мир с помощью слуха. Зрение, осязание и обоняние у него тоже присутствуют, но именно ушам он доверяет больше всего. Известные композиторы, певцы и музыканты – яркие представители этого типа восприятия. Но встречаются они не так и часто. Считается, что чистые аудиалы – это самый редкий психотип (примерно 5-7% от общего числа людей), ведь зрение и кожа поставляют намного больше информации об окружающей реальности. Казалось бы, в эволюционном плане намного выгоднее родиться визуалом или кинестетиком. Но не все так однозначно, иначе бы аудиалов уже давно не было.

Пройти тест на тип восприятия

Дело в том, что звук не так прост, как может показаться. По своей природе – это колебания, которые пронизывают пространство. Фактически речь идет о фундаментальной основе мироздания, которая намного древнее первых молекул и атомов. Быть аудиалом намного выгоднее, чем кажется. Люди готовы платить огромные деньги за возможность посетить концерт и насладиться красивой музыкой или пением. И лишь те единицы, которые предоставляют эту услугу, могут хорошо заработать. Состояние известных исполнителей измеряется десятками миллионов долларов. Хороший повод для развития слуха и вокальных способностей.

Почему появляются аудиалы?

В отличие от логичных дискретов, которые формируются в процессе воспитания, либо в результате эмоциональной травмы, остальные психотипы, скорее всего, связаны с определенной генетической предрасположенностью. Считается, что все дети при рождении кинестетики, которые познают мир тактильно и при помощи вкусовых рецепторов. Поэтому они тянут все в рот или хотя бы пытаются пощупать. Дальше начинается специализация. Ребенок либо остается кинестетиком, либо «выбирает» путь визуала или аудиала.

Если большую активность получает зрительный анализатор, человек становится визуалом, если же доминирует слуховой – появляется аудиал. Почему так происходит? Судя по всему, это отголоски тысячелетий эволюции, которые оттачивали вид Homo sapiens, оставляя самых приспособленных. Видимо кому-то в те времена было выгоднее воспринимать мир на слух. Спустя поколения их гены передаются аудиалам. Другим больше помогало зрение и образное мышление, которое особенно хорошо развито у визуалов. Кинестетики получают свой набор генов. Ну а дискреты вообще вызывают споры среди ученых.

Следует еще понимать, что чистые психотипы встречаются редко. Как правило, люди совмещают разные анализаторы. Например, аудиал проявляет склонности к визуальному восприятию, а визуал доверяет своим ушам. Но иногда комбинации генов и окружающих факторов способствуют появлению акцентуации, то есть ярко выраженного аудиального психотипа. Как правило, такой человек находит себя в музыке или вокале.

Как узнать аудиала?

Этот психотип легко можно отличить от других людей по манере общения. Он внимательно слушает и даже может закрывать глаза во время общения. Так аудиал лучше воспринимает информацию и улавливает малейшие изменения в голосе собеседника. Для него важен не только смысл сказанного, но и манера ведения диалога. От аудиала чаще, чем от кого-либо другого, можно услышать характеристику голоса – приятный или неприятный. Визуал будет больше внимания уделять мимике и тем образам, которые возникают в его фантазии во время диалога. Дискрету важнее сама информация, а кинестетику главное, чтобы от собеседника приятно пахло.

Аудиалов отличает проблема с запоминанием лиц. Они могут легко вспомнить человека по голосу, но внешности не придают должного внимания. Не лучше у них обстоят дела и с ориентированием на местности.

Еще аудиалы чрезвычайно требовательны к условиям работы или учебы. Чтобы сосредоточиться, им необходимо находиться в полной тишине. Малейшие звуки их отвлекают и сбивают с мысли. В условиях тотального использования наушников «уйти в себя» стало намного проще, так что основная масса офисных работников или посетителей библиотек начали вести себя как аудиалы. Но пристальное наблюдение помогает выявить ярко выраженных представителей этого психологического типажа.

Пройти тест на темперамент

Проявление в детстве

Проблема вычисления преимущественного типа восприятия дошкольника особенно остро стоит на раннем этапе обучения.

При трудностях на помощь может прийти психолог, но в большинстве случаев определить аудиала

не составляет труда:

  • Когда ребенок задумчив, его глаза смотрят отстраненным взглядом прямо перед собой;
  • Во время разговора он активно жестикулирует, держа руки на уровне грудной клетки;
  • Лексикон имеет много слов, связанных со звуком и слухом: «потише», «говорите», «слушай» и т. д.;
  • Звуки со стороны легко выводят его из состояния концентрации;
  • Очень остро стоит необходимость общения и постоянного говорения. После вынужденного периода молчания и тишины слова сыплются из ребенка как из рога изобилия;
  • Их легко заметить – вернее, услышать – в толпе. Среди коллектива школьников или дошколят они самые горластые;
  • Не уделяют достаточно внимания порядку в личных принадлежностях;
  • Речь аудиала очень быстра. Во время общения он смотрит не в глаза, на лоб собеседнику или выше;
  • Не любят лишнего тактильного контакта с другими людьми. Предпочитают держаться от окружения по крайней мере на расстоянии вытянутой руки.

image

Как вести себя с аудиалом?

Как только удалось определить, что собеседник – аудиал, следует скорректировать манеру общения на приемлемую в этом случае. Он будет воспринимать основную информацию благодаря своим ушам. Так что, необходимо акцентировать внимание на знакомых ему категориях.

Аудиалы очень любят слова «слушай», «скажи», «услышь», «говори», «спрашивай», «отвечай». Именно их лучше употреблять в разговоре. В качестве контраста, визуалам подойдет «посмотри на это» или «взглянем под другим ракурсом», кинестетикам – «почувствуй разницу», дигиталам – «давай сопоставим факты».

В общем, во время общения с любым психотипом, лучше делать отсылки к тем органам чувств, которые у него в приоритете. У аудиала – это уши, значит надо актуализировать слуховой анализатор и все, что с ним связано.

Радио

Эфир музыкального радио состоит из музыки, ремарок диджеев, рекламы, новостных блоков и связующих эти элементы джинглов. Чаще всего на радио работают звукорежиссер, музыкальный редактор, программный директор, продюсер эфира, корреспонденты и диджеи.

Звукорежиссер контролирует громкость, обрабатывает музыку перед её выходом в эфир и поддерживает аудиооборудование в рабочем состоянии. Он же часто пишет джинглы и музыкальные подложки (хотя иногда эта работа отдается на фриланс).

Задача музыкального редактора радиостанции — составить сетку вещания так, чтобы в ней не было пустых мест, выполнялись планы по рекламе, по новостям и по проигрываемым трекам, а все программы выходили по расписанию. Ему в этом помогают специальные программы, создающие плейлисты, собирающие треки по сочетаемости и задающие частоту их попадания в эфир. Каждый трек должен быть утвержден программным директором и продюсером эфира.

Фото Alan Levine / CC BY

Главная задача диджея — не допускать тишины в промежутках между песнями, джинглами и прочими составляющими радиоэфира. Тишина может появиться из-за того, что в сетке вещания есть нерегламентированные по длине куски — например, выпуск новостей может оказаться короче, чем планировалось, и важно чем-то заполнить образовавшееся «окно».

Как воспитывать аудиала?

Частный случай общения – воспитание. Если ребенок аудиал, огромное внимание необходимо уделять словам, а также манере подачи информации. Ни в коем случае нельзя на него кричать или даже повышать голос, тем более оскорблять. Это надолго отложится в его памяти, вызывая обиду. Лучше говорить, как можно более спокойным голосом, употреблять приятные и красивые слова.

Если для кинестетика очень важны прикосновения, а визуалу хочется видеть одобрительные кивки головой и улыбку, то аудиалу необходимо услышать похвалу в свою сторону. Именно она будет отличной мотивацией для дальнейшей учебы, тренировок или работы.

К слову, этому психотипу удобнее усваивать новые знания из аудиокниг, чем во время чтения или просмотра обучающих видео. У них есть много преимуществ перед другими источниками информации:

  • Снижение нагрузки на зрение;
  • Возможность творческого переосмысления услышанного;
  • Эффективное использование времени (использование во время пробежки, в метро или занимаясь домашними делами).

Так что, с момента своего появления в 1970-х годах аудиокниги стремительно набрали популярность, вызывая интерес не только у аудиалов, но и представителей других психотипов. Для разнообразия учебного процесса можно периодически их использовать, особенно если у ребенка это вызывает энтузиазм и усиливает стремление к коммуникации.

Еще одна рекомендация – активные занятия музыкой. Аудиалы – прирожденные музыканты, которые могут с детского возраста овладеть практически любым инструментом, играя на уровне взрослых. Учитывая, что музыкальное образование очень важно для интеллектуального развития человека, пренебрегать этим занятием не следует. В этом направлении у аудиала большие шансы реализоваться и достичь мастерства.

Пройти тест на характер человека

Но увлекаться подобным «конструированием» ребенка не нужно. Чистых психотипов не так и много, и даже в случае самого ярко выраженного представителя, не всегда генетика играет ведущую роль в выборе призвания. Лучше дать возможность ребенку самому выбрать специальность, предоставляя ему различные варианты, но ни в коем случае не принимая решение за него.

Киноиндустрия

В кино специалисты работают как в студиях, так и на съемочной площадке. В съемке принимают участие звукооператор и микрофонщик: первый следит за уровнями записи и управляет микшером, второй отвечает за оборудование, держит микрофоны, закрепляет петлички на актерах. В студиях за звук отвечают звукоинженеры, композиторы, шумовики, актеры озвучки.

Фото Vancouver Film School / CC BY

Звук в коммерческом кино состоит из сотен дорожек, которые можно поделить на три главные категории — музыка, спецэффекты и речь. Часто друг на друга накладываются, казалось бы, несовместимые звуки — например, звук скрипки и звук взрыва. Поэтому отследить все конфликтующие частоты крайне сложно. Звукоинженеру нужно скомбинировать их таким образом, чтобы всё звучало органично. Также нельзя забывать, что кинозвук существует в тесной связке с видеорядом, и должен дополнять его, раскрывая историю кинокартины.

При этом недостаточно просто использовать аудио с площадки. У меча, доставаемого из ножен, на самом деле нет звонкого лязга, а божья коровка садится на листик абсолютно бесшумно. Для того, чтобы эти вещи звучали так, как мы их представляем, необходимо записывать или находить такие звуки, и интегрировать их в картину. Этим занимаются шумовики.

Фото Vancouver Film School / CC BY

Озвучка фильмов — также непростой процесс. Условия съемки не всегда позволяют записать голоса актеров прямо на съемочной площадке. В таких случаях речевая составляющая записывается в студии. Случается, что режиссера не устраивает голос или акцент актеров. Тогда приглашают актера озвучивания, чтобы он стал новым голосом персонажа.

Основная деятельность актеров озвучивания — синхронный перевод или дубляж. В синхронных переводах новая звуковая дорожка накладывается поверх оригинального аудио с целью передачи смысла сказанного и сохранения возможности услышать оригинальную, более эмоциональную подачу. В дубляже речь актеров, изначально озвучивавших фильм, полностью заменяется на перевод, и актеру озвучки необходимо полноценно вжиться в роль.

Для озвучки фильма на другом языке недостаточно просто перевести текст: нужно его отредактировать и подогнать под длительность оригинальных реплик и мимику актеров. Этим занимаются редакторы переводов и укладчики (подробнее о них, а также о феномене «гнусавых» переводов в 80-е и 90-е мы рассказывали ранее).

Какие профессии подходят для аудиалов?

Лучшая для этого психологического типа работа связана с акцентом на слух. Это может быть профессия музыканта, композитора или вокалиста. Не меньший успех ждет в работе звукорежиссера, ди-джея, аранжировщика, диктора, суфлера или ведущего на радиостанции.

Но даже при выборе любой другой профессии, слух будет играть важную роль. Например, в качестве автомеханика такой человек будет по звуку отличать разные причины поломки. Будучи орнитологом, он безошибочно сможет определить любую птицу по ее пению. И даже сторожем лучше любого датчика услышит подозрительный шум на охраняемой территории.

Кем бы ни работал аудиал, его превосходный слух всегда будет на первых позициях в числе других профессиональных навыков.

Как построить отношения с аудиалом?

Именно об этом психотипе говорят, что они «любят ушами». И не важно о ком идет речь, о мужчинах или женщинах. И те, и другие выстраивают диалог с партнером, опираясь на его слова и манеру речи.

Как и в случае с воспитанием детей, даже взрослые аудиалы очень болезненно относятся к оскорблениям и повышенным интонациям. Безусловно, женщины в этом плане еще более ранимые, чем мужчины. Если накричать на представительницу этого психотипа, или обложить трехэтажными словесными конструкциями, для нее это будет весомый повод к прекращению диалога и возможно даже расставанию.

Комплименты, приятные и нежные слова способны завоевать любого аудиала, именно этими приемами необходимо пользоваться, выстраивая отношения с таким человеком.

Контент для визуалов

Визуалам важно мысленно представлять все, о чем пишется в тексте. Им нужна богатая палитра слов и яркие образы с описанием деталей. Чем яснее и четче человек увидит картинку, тем сильнее вы его зацепите.

Чтобы активизировать воображение визуалов, в тексте необходимо использовать, например, такие слова:

  • глаголы — смотреть, представлять, вставать, наблюдать, подсвечивать, описывать, направлять, различать, казаться;
  • существительные — путешественник, женщина, котенок, радость, зелень, картина, фокус;
  • прилагательные — резкий, светящийся, яркий, разноцветный, радужный, гигантский, маленький, открытый, удаленный, широкий.

Оцените статью
Добавить комментарий