Нобелевская премия не присуждается за достижения в области психологии. Несмотря на это, список психологов, получивших её, достаточно обширен. Так как прямая номинация для них отсутствует, они награждаются за открытия в медицине, литературе и даже экономике. В своё время лауреатами становились Павлов, Дейл и Лёви, Гесс, Камю, Сартр.
В 2009 году в секции медицины и физиологии был номинирован профессор Носсрат Пезешкиан — немецкий невролог, психиатр и психотерапевт с иранскими корнями. Его детище — позитивная психотерапия — принесло ему всемирную известность и множество наград. А самое главное — эффективно помогает людям преодолеть те конфликтные ситуации, в которых они то и дело оказываются.
Что такое позитивная психотерапия
Позитивной психотерапией называется направление в психологии, сконцентрированное на решении проблем с помощью врожденных и приобретенных способностей человека. Используется не только в психологии, но и в психиатрии в случаях, когда есть необходимость в лечении расстройств поведения и личности.
Основателем течения считается иранский профессор, доктор медицинских наук и специалист в области психологии, психотерапии и неврологии Носсрат Пезешкиан. Психотерапия Пезешкиана пропагандировалась в Германии еще в конце 60-х годов прошлого столетия. Но признание она получила лишь в 1996 году, когда Европейская ассоциация психотерапии объявила ее официальным направлением. Через 12 лет, в 2008 году, то же самое сделал Всемирный совет психотерапии.
Носсрат Пезешкиан активно делился своими наработками, проводя семинары и симпозиумы, читая лекции, давая интервью прессе, на телевидении и по радио. За проделанную работу он получил множество наград. Вот некоторые из них:
- премия Эрнста фон Бергманна;
- Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»;
- номинация на Нобелевскую премию;
- международная премия Авиценны за этику в науке.
Сегодня в мире открыто больше 40 центров позитивной психотерапии.
Интересно! Слово «позитивная» в названии психотерапии не имеет никакого отношения к латинскому слову «positivus», означающему «положительный». Оно происходит от «positum» — фактический или данный.
История возникновения
Краткосрочная терапия начала привлекать внимание в 1950-х годах, после роста популярности поведенческой и семейной терапии.
Поведенческая терапия подчеркивает коррекцию непосредственных проблемных форм поведения и использует многочисленные поведенческие техники для облегчения изменений в личности.
Семейная терапия подчеркивает индивидуальность в контексте семьи. В обоих случаях терапевт действует директивно и активно.
Эти два вида терапии отличаются от более ранних доминирующих терапий, основанных на психоаналитическом мышлении, которые фокусировались на инсайте и прошлом индивида, и в которых терапевт не является директивным и полностью пассивен.
Таким образом, поведенческая и семейная психотерапия заложили основу для принятия активных краткосрочных терапевтических подходов.
Популярность краткосрочной терапии возросла в 1980-х годах после эмпирических исследований процесса и результатов психотерапии.
Исследователи использовали мета-анализ, статистический метод, позволяющий сравнить результаты многих исследований, чтобы сделать следующие выводы о психотерапии:
- большинство клиентов оставались на терапии в течение шести-восьми сессий,
- 75% клиентов, сообщивших об улучшении, получили результаты в течение первых 6 месяцев терапии, и
- ограниченная по времени психотерапия давала результаты, аналогичные результатам долгосрочной длительной терапии.
В дополнение к этим результатам исследований социальные изменения в мире увеличили потребность и спрос на быстрые способы получения психологической помощи:
- Страховые компании и Организации медицинского обслуживания обычно устанавливают ограничения на количество сессий, которые может посещать человек в рамках медицинской страховки.
- Некоторые люди, не желая оплачивать страховку, предпочитают сразу платить за свою психотерапию.
- А у подавляющего большинства людей нет ни времени, ни соответствующего личного дохода на длительную психотерапию.
- Также, спрос на терапию увеличился, в то время как предложение терапевтов (в условиях снижения платы и увеличения рабочей нагрузки) уменьшилось.
- Поэтому во многих общественных и университетских консультационных центрах просто стало не хватать терапевтов, чтобы принимать клиентов на длительные курсы терапии!
Краткосрочная терапия стала привлекательным методом удовлетворения возросшего спроса на консультационные услуги своевременным и экономически эффективным способом. К тому же результаты мета-исследований показали, что разницы в эффективности между краткосрочной и долгосрочной терапией просто нет.
В чем суть
Чтобы понять суть позитивной психотерапии Пезешкиана, достаточно еще раз внимательно прочитать значение слова, от которого произошло название. Это направление работает с той проблемой, которая есть у человека в текущий момент времени и требует незамедлительного решения. По мнению профессора, используемые психологами методы не всегда оказываются эффективными. А все потому, что теряется драгоценное время. Сначала специалист ищет причины возникновения проблемы, потом пытается устранить провоцирующие ее развитие факторы и только после этих действий начинает борьбу с самой трудностью. За это время она может не только усилиться, но и перейти в хроническую, запущенную форму.
Пезешкиан считал, что лучше сразу работать над тем, что тревожит, а не проводить сеансы психотерапии в поисках причин и факторов. Возвращение в детство и травмирующие психику воспоминания он считал чем-то бесполезным, тем, что лишает спокойствия и внутренней гармонии.
Главными задачами позитивной психотерапии считаются:
- лечение расстройств личности и поведения;
- профилактика девиантного (отклоняющегося от общепринятых норм) поведения и социальной дезадаптации совсем маленьких детей и подросткового возраста;
- развитие межкультурного сознания, которое включает в себя изучение национальных традиций, влияющих на поведение их носителей.
Еще одна задача — изучение взаимодействия позитивной психотерапии с другими психотерапевтическими направлениями.
Особенности
В основе позитивной психотерапии лежит три принципа: баланса, надежды, само- и взаимопомощи. Рассмотрим каждый из них подробнее:
- Принцип баланса. Здесь речь идет о дифференциальном анализе личностной психодинамики. Как сказано выше, психотерапия работает с врожденными и приобретенными способностями человека. Проблемы возникают в том случае, когда первые не выявлены, а вторые, лежащие совсем на поверхности, не применяются. Главная задача психотерапевта — найти, отделить друг от друга и заставить работать и те, и другие.
- Принцип надежды. Бывает так, что специалист отказывается от работы с пациентом из-за того, что не имеет необходимых навыков для разрешения его проблемы. В случае с позитивной психотерапией сделать так он просто не имеет права. Даже если ситуация запущена до невозможности, он должен вести себя так, будто уже через пару сеансов человек будет абсолютно здоров. При этом упор рекомендуется делать на внутреннюю силу самого пациента.
- Принцип само- и взаимопомощи. Подразумевает гармонизацию, адаптацию и развитие любой личности в максимально короткие сроки. Поначалу психотерапевт работает непосредственно с пациентом и его проблемой. А после он дает ему план действий относительно того, как помочь не только себе, но и окружающим людям. К последним относятся не только члены семьи, но также коллеги по работе, соседи, просто знакомые и т.д.
Это лишь часть инструментов, используемых позитивной психотерапией. На самом деле их гораздо больше.
Основные идеи метода
Основы этого направления были сформулированы автором, и вся терапия до сих пор базируется на трёх китах:
- Позитивная концепция
Согласно этому утверждению, каждый человек с рождения стремится к благу и обладает достаточным потенциалом для самореализации.
- Дифференциальный анализ
Это система диагностики, позволяющая локализовать проблему и детально спланировать процесс терапии. В основу легли учения об осознанных и бессознательных конфликтах, а также актуальных способностях человека.
- Пятиступенчатая стратегия в терапии
При работе выделяется пять ступеней, на основе которых выстраивается конфликтцентрированная психотерапия, максимально действенная и экономичная с точки зрения расходования внутреннего ресурса.
О каких способностях идет речь
Позитивная психотерапия Пезешкиана опирается на врожденные и приобретенные способности человека. И это не только какие-то таланты и супер способности. Скорее, подразумеваются потребности в познании и любви.
Способность познавать считается интеллектуальной сущностью человека. Согласно исследованиям, за нее отвечает левое полушарие головного мозга. Имеет две интересные особенности:
- Сильнее развита у математиков, физиков и тех, кто так или иначе связан с точными науками.
- В приоритете у людей, проживающих на территории Северной Америки и Западной Европы.
Рассмотрим на примере, как эту способность используют на сеансах позитивной психотерапии. Допустим, пациент — мужчина, у которого возникли проблемы в семье. Ему предлагают ответить на ряд наводящих вопросов. Вот некоторые из них:
- В чем причина постоянных ссор и скандалов?
- Супруга не занимается домом и детьми? Или, может, не уделяет время детям?
- Это единственный повод для недовольства?
- Есть ли какие-то положительные моменты в семейной жизни?
- Что перевешивает: недостатки или достоинства?
Дав последний ответ, пациент будет видеть полную картину того, что происходит в его семье. Получается, что уже на первом сеансе он поймет, как ему себя вести дальше, стоит ли бороться за отношения или лучше расстаться?
Вторая способность, на которую обращает внимание профессора Пезешкиан, —способность любить. В отличие от познания, она не связана с интеллектуальной сферой. Это эмоциональная составляющая человеческой личности. В большей степени она присуща представителям творческих и гуманитарных профессий, а также тем, кто проживает на Востоке или на территории Южной Америки.
Если у пациента эта способность является преобладающей, задавать ему рациональные вопросы бессмысленно. Пытаясь дать на них ответ, они запутаются еще больше. Поэтому психотерапевты применяют метафоры и притчи. Так, например, если за помощью пришел художник, в качестве примера ему можно привести испорченное полотно или краски, которые засохли. Это поможет ему правильно понять ситуацию и сделать выводы.
Согласно теории Пезешкиана, существуют люди, в которых способности смешиваются. Так, например, житель Востока может быть прагматичным математиком или чопорный англичанин художником. Как быть в этом случае? Здесь специалисты выбирают для работы доминирующую часть личности, пытаясь избежать внутреннего конфликта.
Краткосрочная психотерапия подростков
Подростки составляют одну из групп в общей популяции, и требуют большой эмоциональной поддержки. Терапевты, работающие с подростками, должны быть гибкими и обладать творческими способностями для того, чтобы устанавливать связь со своими пациентами. Рекомендуемым качеством таких терапевтов является их готовность использовать различные формы краткосрочной динамической терапии.
Подростки воспринимают терапевтов как взрослых и как «других». Поэтому, крайне важно, чтобы терапевт способствовал встрече «взрослого другого» и подростка, который чувствует страх, отвержение и смущение, и часто не понимает, почему вообще эта встреча является необходимой. Сомнения подростка усугубляются неопределенностью в отношении продолжительности работы, целей и процесса психодинамической терапии. Внутренняя неуверенность подростка побуждает к тому, чтобы настойчиво и с уверенностью вносить ясность, направленность и руководство, сохраняя при этом уважение и чуткость.
Ищущий эмоциональной поддержки подросток борется с конфликтами, связанными с зависимостью/независимостью, активностью /пассивностью, сепарацией и с самооценкой. Эти конфликты заставляют многих подростков испытывать большие трудности со вступлением в длительный контакт со взрослым психотерапевтом. Предложение длительной терапии легко отпугивает подростков от вступления в терапевтические отношения.
Краткосрочная динамическая терапия привлекательна для подростков, поскольку является активной, целенаправленной и определенной. Кроме того, в краткосрочной терапии различаются главные и второстепенные проблемы и ограничиваются необходимые эмоциональные ресурсы. Даже если терапевтическая задача является частичной, работа всё равно завершится с ощущением, скорее, успеха, чем неудачи.
Семинар «О сочетании строгого психоаналитического подхода и профессиональной интуиции в работе с подростками», на котором выступит норвежский психоаналитик Андерс Захриссон, пройдет 26.05.2019 в нашем центре. ПОДРОБНЕЕ>>
Этапы и методы позитивной психотерапии
Решение проблемы, которая мучает пациента, всегда должно пройти пять основных этапов:
- Взгляд на ситуацию со стороны, с некой дистанции.
- Тщательная проработка каждой отдельной детали, всех без исключения нюансов.
- Ситуационное согласие.
- Вербализация. В психологии это оформление чувств и эмоций в словесно-логические формы. Простыми словами, это описание того, что чувствует человек, думая о проблеме.
- Расширение границ, постановка новых целей и составление плана действий.
Главная цель каждого сеанса — освободить человека от груза, с которым он пришел. Причем сделать это нужно именно сейчас, в текущий момент времени. Интересно, что по такой схеме специалисты позитивной психологии строят общение абсолютно со всеми своими клиентами, независимо от их проблемы.
Что касается методов, то их в арсенале психотерапевтов десятки. И каждый раз они применяют наиболее эффективные в конкретном случае. Это могут быть:
- визуализация;
- анкетирование;
- вопросы и ответы;
- проговаривание;
- истории, притчи;
- метафоры.
Иногда пациенты решают свои проблемы после того, как увидят себя в примерах подобных ситуаций.
Техники и упражнения
Одно из преимуществ позитивной психотерапии Пезешкиана — возможность использовать некоторые техники и упражнения самостоятельно. Они помогут справиться с чрезмерным эмоциональным и физическим напряжением, внутренними разногласиями и комплексами, навязчивыми идеями.
Саногенное мышление
Особенно эффективным будет в случае с теми людьми, которые любят преувеличивать проблемы, «делать из мухи слона». Побуждает во всем, что происходит вокруг, видеть хорошее. Да, порой это сложно, но нет ничего невозможного, особенно когда понимаешь, для чего это нужно.
Представим, что вам неожиданно стало плохо в середине рабочего дня. Казалось бы, что хорошего может быть в этой ситуации? Любое недомогание — сигнал организма о том, что с ним что-то не так. А значит, у вас появилась возможность пройти обследование и вовремя выявить его причину. Она была и раньше, но, согласитесь, редко кто регулярно ходит в больницу и проходит медосмотр. А ведь чем раньше обратиться к квалифицированному специалисту и начать лечение, тем меньше последствий (часто необратимых) будет.
Идеальный день
Это упражнение показано тем, кто давно не получает радость от жизни, забыл, что такое счастье и спокойствие, погряз в проблемах и в результате всего этого впал в депрессию. Выполнять рекомендуется пару раз в неделю.
Итак, возьмите чистый лист бумаги и ручку. Максимально подробно напишите, как бы вы хотели прожить завтрашний день. Не упускайте ни малейшей детали. Впишите в свой план, что вы хотите съесть на завтрак, кому позвонить, какую телепередачу посмотреть или книгу почитать, куда сходить и с кем встретиться. А потом постарайтесь прожить день так, как вы написали, настолько точно, насколько у вас получится.
Положительные ярлыки
Это упражнение дает отличные результаты, хотя и кажется сложным. Вам нужно очистить пространство вокруг себя от ярлыков с отрицательными оттенками. Что это значит? Например, ваша соседка не старая и толстая, а умудренная годами и с аппетитными формами. Начальник — не самодур, а человек, у которого просто-напросто довольно интересный и непростой характер.
Поначалу повторять эти утверждения можно вслух, а после перейти к мысленным формулировкам.
Клубок
Не пугайтесь, вязать вам здесь не придется. Клубок нужно распутать. Очень часто мы сваливаем все в кучу. И тогда кажется, что проблем все больше и больше, а сил на борьбу с ними не хватает. Возьмите несколько листов бумаги и напишите на каждом из них отдельную трудность. Допустим, на одном проблемы на работе, на втором — в семье, на третьем — отсутствие времени на занятия с детьми и т.д. Расписывайте их максимально подробно, но ни в коем случае не смешивайте. Точно так же отдельно приступайте к решению.
Всероссийский интерактивный образовательный портал «Аксиома»
выполнила:
Халус Марина Николаевна
МКДОУ ШР «Детский сад №4 «Журавлик»
г.Шелехов, Иркутская область
ТЕХНИКИ КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА)
Подготовил: педагог-психолог Халус Марина Николаевна, МКДОУ ШР «Детский сад №4 «Журавлик», г. Шелехов
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПЕЦИФИКА КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ………….2
ТЕХНИКИ 4
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10
СПЕЦИФИКА КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Психологическое консультирование подразумевает под собой систематическое применение определенных техник и безоценочность со стороны психолога. Техники краткосрочной позитивной психотерапии (КПП) позволяют человеку, который обра-тился за консультацией к психологу (консультанту) или психотерапевту, актуализиро-вать умственные, эмоциональные или духовные способности. Это обеспечивает появ-ление новых возможностей выхода клиента из трудной жизненной ситуации; для до-стижения целей личностного развития. Кроме того, консультант помогает клиенту взять на себя ответственность за принимаемые решения, так же как за чувства и мысли, лежащие в их основе. Краткосрочная позитивная психотерапия ставит своей задачей помощь клиенту в изменении его отношений с миром в позитивном направлении. Методы краткосрочной позитивной психотерапии сосредотачиваются на имеющихся у человека ресурсах для разрешения проблемной ситуации. Создаётся возможность продвигаться от проблемы к цели, выявлять имеющиеся ресурсы и усиливать сотрудничество в социальной сети человека. Большое внимание уделяется созданию атмосферы способствующей поиску решений. Подобную атмосферу можно обозначить такими понятиями, как сотрудничество, надежда, юмор, любопытство, уважение своих сил. Для этого используются различные схемы действий, приемы и их комбинации. Специфику краткосрочной позитивной психотерапии отражают три основных принципа, способствующих реальному повышению эффективности психотерапии: — позитивизм как принципиальная нефиксация негативного опыта клиента; уме-ние сосредотачиваться в работе на ресурсах и позитивном опыте человека, а не на кор-рекции его недостатков; — прагматизм как умение не ограничивать видение индивидуальных особенно-стей человека теоретическими концепциями и схемами, а использовать все, что помогает пациенту; — экологизм как системный подход, разрушающий стереотип всемогущества те-рапевта, и признающий природную мудрость организма, социальной и экологической систем [10]. Актуальность практического применения краткосрочных техник позитивной те-рапии в работе современного психолога объясняется желанием клиента решить про-блему с максимальным результатом быстро, за 1-2 встречи. Начало методу краткосрочной позитивной психотерапии (КПП) положила дея-тельность Центра краткосрочной семейной терапии в г. Милуокки (США) под руководством уроженки Кореи, магистра наук в области социальной защиты Инсоо Ким Берг, которая с середины 1980-х гг. прошлого века опубликовала восемь книг и выпустила множество видеофильмов, посвященных «терапии, ориентированной на решение», или SFT. Она кратко сформулировала три «философских» правила краткосрочной позитивной психотерапии: 1) не чините то, что не сломано (ориентация психотерапии на конкретный заказ пациента); 2) узнав, что работает, делайте это еще (увеличить период достигаемого успеха намного легче, чем овладевать новыми и непривычными формами поведения); 3) если что-то не работает, то не повторяйте это опять, а делайте что-нибудь дру-гое. В России развитие метода связано с именем психотерапевта из Санкт-Петербурга Бориса Бараша. Как энтузиаст краткосрочной позитивной терапии, Б. А. Бараш реализовал ее идеи: естественность и спонтанность позитивизма подкрепляются профессиональной эрудицией и рефлексией; эко психоте-рапии эгоцентризм, присущий классическим подходам, где пациент в процессе терапии по сути изолируется от микро- и макросоциальной среды. Именно Б. А. Бараш впервые пригласил в Россию содиректоров Института краткосрочной терапии в Хельсинки Б.Фурмана и Т.Ахолу, которые, начиная с 1989 года, провели для практикующих специалистов ряд обучающих семинаров по краткосрочной позитивной психотерапии. В настоящее время краткосрочная позитивная психотерапия достаточно широко используется в странах СНГ. В Беларуси идеи краткосрочной позитивной психотерапии многие годы плодотворно развивал известный психотерапевт, доцент А. Л. Пушкарев (1959–2006). Стратегические принципы краткосрочной позитивной психотерапии, ярко отра-жающие сущность метода [14]: 1. Позитивный подход – опора на ресурсы пациента. Психотерапевт прин-ципиально фиксирует внимание не на проблеме, а на сильных, успешных сторонах человека. Для клиента его проблема и его ресурсы не связаны друг с другом. Важно вы-явить и мобилизовать эти имеющиеся ресурсы для преодоления проблемы. Клиент, следуя опыту общения с профессионалами, центрирует разговор на своих проблемах, переживаниях и страданиях, часто пытаясь доказать психотерапевту, как все плохо и безнадёжно. Фиксация внимания на ресурсах позволяет противостоять этому, порой довольно сильному, натиску клиента. Психотерапевт сохраняет корректность по отношению к первоначальному описанию проблемы, но не задает дополнительных вопросов, которые еще больше погружают в нее, фиксируют внимание на возможных причинах, которые, нередко, описываются в терминах вины. Реалистическое и ненормативное видение проблемы, опора на иные, позитивные аспекты жизни стимулируют клиента к поиску ресурсов для ее успешного разрешения. 2. Использование только положительного подкрепления. Реплики, жесты, мимика, реакции психотерапевта направлены на подкрепление движения клиента в сторону преодоления проблемы. 3. Убеждение терапевта в мудрости пациента. Здесь уместно процитировать высказывание Эриксона: «Каждый клиент знает решение своей проблемы; единственное, что ему не известно, это то, что он знает об этом». Справедливости ради от-метим, что такое представление о скрытом потенциале клиентов не является научно обоснованным. Тем не менее, уважение к возможностям пациентов, вера в их способности передаётся им, начинает материализоваться, создавая предпосылки для поиска решений. 4. Опора на интуицию психотерапевта. Исходит из идеи конструктивизма о том, что не существует точных и правильных объяснений причин проблемы, которые не более чем произвольные обозначения создаваемые в сознании наблюдателя. Поэтому предлагается опираться на интуицию профессионала, которая формируется на основе его личного опыта; личных предпочтений и профессионального контекста (ожидания, предпочтения администрации, коллег, преподавателей), а также запросов пациентов, к которым весьма восприимчив хороший психотерапевт. Все это ведет к использованию одних и неиспользованию других методов. Как весьма негативную следует рассматривать ситуацию, когда выбор психотерапевта ограничивается его профессиональным мастерством или отсутствием разумных альтернатив. 5. Утилизация – использование опыта, знаний, умений, убеждений, интере-сов и эмоций клиента. Для решения проблемы могут рассматриваться и использоваться его личностные качества, физические особенности, социальное окружение, его времен-ные, материальные, географические, культурные обстоятельства и т.д. Можно сказать, что процесс психотерапии напоминает «приготовление супа из топора». Таким образом, напол-няет психотерапию сам пациент. 6. Экономичность и краткосрочность. Считается, что если удается добить-ся изменений неэффективного паттерна, некого привычного стереотипа эмоционального и поведенческого реагирования, то возникает эффект «ряби», т. е. запускается цепочка когнитивных, эмоциональных и поведенческих изменений, которые опосредуются реакциями социума. Это приводит к быстрому преобразованию проблемной ситуации клиента. 7. Ориентация на будущее клиента, которое является областью реализации решений (прошлое уже не изменить, но оно несет в себе ресурсы для преодоления про-блемы, настоящее уже прошло, возможно изменить лишь будущее). 8. Сотрудничество. В краткосрочной позитивной психотерапии задача пси-хотерапевта – сотрудничать с клиентом, причём даже в случаях, когда человек не жела-ет меняться. Такие пациенты-визитёры иногда попадают на психотерапию по настоя-нию родственников, врачей-интернистов, что подразумевает передачу ответственности за принятие решений пациенту. 9. Гласность. Это слово используется финскими авторами в контексте меж-дународной политической лексики конца 80-х годов. Оно отражает их многолетние эксперименты по трансформации модели супервизии и, как положение краткосрочной позитивной психотерапии. Данный принцип имеет два аспекта. Во-первых, отсутствующие на психо-терапевтической сессии члены семьи или другие причастные к проблеме лица могут в той или иной форме ознакомиться с основными моментами диалога клиента и психоте-рапевта. Приветствуется присутствие на сессии множества людей как со стороны кли-ента (родственники, друзья, коллеги), так и со стороны психотерапевта (супервизор, коллеги, студенты). Во-вторых, нет ничего такого, что профессионалы могут сообщить друг другу, но не сказать об этом клиенту или другим заинтересованным лицам, т. е. происходит отказ от политики «двух правд». Это становится возможным при обсужде-нии любого случая с позитивной точки зрения и благодаря отказу от использования психопатологических ярлыков и менторского тона, исполненного профессиональным превосходством. 10. Экоцентризм – работа с социальной экологической системой. Пациент продолжает жить в неком социальном окружении. Поэтому в краткосрочной позитив-ной психотерапии охотно обсуждают различные формы участия других людей в реше-нии его проблемы. 11. Юмор. В психоаналитической терапии юмор рассматривается как защит-ное образование, способ, который позволяет пациенту редуцировать имеющееся напряжение. Использование юмора во время сессий краткосрочной позитивной психо-терапии связано со стремлением максимально устранить напряжение, которое препят-ствует раскрепощению творческого потенциала, работе фантазии. Весёлая и непринуж-денная обстановка облегчает обсуждение необычных идей, поиск конструктивных ре-шений. Юмор в психотерапии – это прекрасный способ дистанцирования клиента от проблемы, что позволяет ему взглянуть на ситуацию со стороны и найти правильное решение. Это хорошее средство отразить «натиск» клиента, который стремится обра-тить собеседника в свою негативную веру. Разумеется, важно смеяться вместе с ним, а не над ним. 12. Отношение к симптому как адаптивному стереотипу. Сочетается с внешне подчеркнутой нефиксацией внимания на симптоме вместо отношения к нему, как к мишени психотерапии. 13. Подстройка к конкретному пациенту и техническая пластичность в ра-боте с ним. ТЕХНИКИ
Ниже приведено краткое описание целого ряда техник краткосрочной позитив-ной психотерапии. Они используются на разных этапах проведения психотерапии, причем каждая из них решает вполне конкретные задачи, связанные с постановкой цели, работой с ресурсами, объяснениями клиентов и их окружением. «Волшебная палочка». Многие люди четко знают, что им не нравится, но за-трудняются сказать, что они хотят иметь вместо неудовлетворительного положе¬ния. Чтобы преодолеть ограничения, налагаемые действительностью, и установить цель те-рапии, клиенту можно предложить пофантазировать. Терапевт спрашивает: «Если бы у меня в руке была волшебная палочка, и я взмахнvл бы ею… Как сейчас выглядит Ваша жизнь? Какие изменения произошли? Заметно ли это другим людям?» «Воспоминания из будущего». Эта техника стимулирует у клиента создание по-ложительных, весьма притягательных представлений о будущем. Вначале интересуют-ся представлениями клиента о сроках, когда цель будет достигнута, предлагают «оку-нуться» в это чудесное время. Затем говорят: «Итак, предположим, мы встретились че-рез год и этой проблемы больше не существует. Опишите, как теперь выглядит Ваша жизнь?» Другой вариант: «Давайте пофантазируем. Мы в будущем, проблемы давно не существует. Мы случайно встретились, и я интересуюсь тем, как Вы поживаете. Что Вы мне рассказываете о своей жизни? Затем я спрашиваю, благодаря чему стала возможна эта перемена? Что Вы отвечаете?». «Работа с объяснениями». Клиенты склонны объяснять свои проблемы тем или иным образом. Интерес к их объяснениям создает атмосферу равенства и взаимного уважения; уменьшает вероятность споров и вступления психотерапевта в коалицию с одним из членов семьи против другого; предупреждает фиксацию на «вредных» объяс-нениях, а также стимулирует выявление полезных и формирование новых объяснений, способствующих решению проблемы. Ориентированные на действие объяснения дают возможность пациенту посмотреть на свою проблему, как на случайность или плохую привычку. «Хорошие» объяснения могут основываться на предположении, что пробле-ма помогает человеку в достижении чего-то или научении чему-то. Чтобы стимулиро-вать воображение клиента задают вопросы: «Какое самое необычное объяснение про-блеме Вы можете придумать? Как бы могли объяснить эту проблему люди в другой культуре?». Психотерапевт в разговоре избегает согласия или несогласия с объяснени-ями клиентов. Это достигается с помощью мета-вопросов: «Итак, Вы думаете, что при-чина проблемы в том, что Ваш муж пьёт. Если бы это было действительно так, помогло бы это в решении проблемы или только всё ухудшило?». «Ревизия прошлого». Техника позволяет провести идею о том, что даже про-блемное прошлое клиента способствовало увеличению его внутренних ресурсов: «Как Вы думаете, пережитые трудности закаляют человека или делают его слабее?» «Маленькие ступеньки большой лестницы». Чтобы сделать перспективу до-стижения цели более реальной для клиента, можно использовать метафоры. Например: «Если, спускаясь по лестнице, мы захотим сразу перепрыгнуть через целый лестничный пролет, то, вероятно, просто разобьемся. Но если переходить со ступеньки на ступеньку, мы сможем спуститься по лестнице без проблем. «Линия проблемы». Данная техника преследует сразу несколько задач. Нарисо-вав линию на листе бумаги и разделив ее на десять частей, психотерапевт может пред-ложить: «Предположим, что в точке начала этой линии находится самое плохое поло-жение вещей, а в конце – самое лучшее. Где вы находитесь сейчас? Если клиент гово-рит: «Всего-навсего на троечке», –терапевт может способствовать активизации ощуще-ния достижимости цели,например: «Я бы сказал, что Вы прошли уже треть пути. Это немало!» Что надо сделать, чтобы продвинуться на шаг вперед? Тем самым, идет работа над конкретизацией путей решения проблемы. «Ступени достижений». Для реализации решения необходимо не только пред-видение результата и планирование, но и возможность на каждом этапе реализации проверить, действительно ли изменения идут в заданном направлении. Кроме того, важно ощущение достигаемого прогресса. Эта техника способствует определению та-ких ориентиров: «Предположим, что Вы стоите на первой ступени десятиэтажного до-ма. На каком этаже находится Ваша цель? Расскажите, чем Ваше положение отличается от предыдущего на каждом из этажей. Теперь опишите, чем отличается каждая из пяти (десяти) ступенек первого пролета. А второго? Что Вы должны сделать для того, чтобы подняться на каждую из этих ступенек?». Надо учитывать, что слишком дробное пла-нирование так же вредно, как и слишком общее и схематичное. «Проверка будущим». Техника позволяет сформировать у клиента ясное пред-ставление своего будущего, что иногда дает для решения проблемы больше, чем все логические построения. «Предположим, Вы достигли того, что хотели. Какой будет Ваша жизнь через полгода после достижения цели, год после достижения цели, два года (три, пять лет)?». «Теперь представьте, что Вы не стали ничего менять (или приняли другое решение, если необходимо выбрать из нескольких вариантов). Какой будет Ваша жизнь: через полгода после достижения цели, год после достижения цели, два года (три, пять лет)?» «Чувство динамики». Даже если клиент ничего не предпринимал до обращения к психотерапевту, то он, как минимум, уже: 1) понял, что у него есть проблема; 2) пришел к выводу, что необходимо что-то менять; 3) предпринял реальный и весьма конкретный шаг, направленный на разрешение проблемы, – обратился за психологической помощью. Обо всем этом необходимо сказать клиенту. «Незамеченный ресурс». Данная техника повышает ощущение собственных возможностейи способствует инвентаризации собственных ресурсов. «На Вашем месте многие люди оказались бы в гораздо худшем положении. Как Вы сумели удержаться на таком уровне? Что помогло Вам?». «Сплетня о проблеме». Осветить проблему с разных точек зрения, всесторонне-ее изучить дает возможность следующая интервенция: «Если бы о Вашей проблеме сейчас рассказывали Ваши жена (муж), мать (отец), брат (сестра), друг (подруга), что бы они о ней рассказали?» «Театр в табакерке». Эта техника позволяет увидеть проблему «сверху», в це-лом, и тем самым снизить преувеличенное клиентом значение происходящего и ощу-щение бессилия.«Если бы Вы сейчас наблюдали сверху спектакль, в котором были по-казаны Вы, Ваша проблема, люди, которые Вас окружают, как бы это выглядело? Опи-шите, что Вы видите?». «Проблема как друг». Позволяет выключить слепое сопротивление проблеме, блокирующее ее разрешение, и занять позицию «сотрудничества» с проблемой. Напол-нить смыслом переживаемые страдания или дискомфорт, ощутить ценность происхо-дящего клиент может, ответив на следующие вопросы: «Многие думают, что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете Вы? Для чего проблема появилась в Вашей жизни? Чему она хочет Вас научить?» «Совет другу». Делегировав свою проблему другому человеку, и имея возмож-ность рассматривать её уже со стороны, клиент может с большей легкостью найти под-ходящее решение. «Если бы такая проблема была у Вашего друга, что Вы бы ему посо-ветовали? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?» «Вторая сторона медали». Данной техникой задается объективное, «объ-емное» восприятие ситуации, активизируются ресурсы: «Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в Вашем нынешнем положении?» «Фокусирование на прогрессе». Тема прогресса используется как трамплин для продвижения к новым решениям: «Вы сказали, что сейчас Ваша ситуация несколько лучше. Как Вы объясняете эту перемену? Поскольку явно наметился прогресс, как Вы думаете, чем он обусловлен?» «Использование случайностей». Позволяет подчеркнуть скрытые от сознания умения и ресурсы клиента: «Вы говорите, что несколько раз случайно получалось так, что целый день проблема будто отсутствовала. Опишите хотя бы один из этих дней шаг за шагом. Давайте проанализируем, какова Ваша роль в этих «случайностях». «Признание вклада других лиц». Вызывает у клиента размышления о вкладе, которые внесли другие люди в решение его проблемы. Техника автоматически отменя-ет все осуждения в их адрес и поощряет чувство уважения и благодарности, усиливая тем самым сотрудничество. Она помогает клиентам развивать более теплые, поддержи-вающие отношения с их семьями, друзьями, знакомыми, сослуживцами. «Предполо-жим, Вы захотели бы поблагодарить всех тех людей, которые до сих пор Вам помогали. Что бы Вы сказали каждому из них? Когда Вы достигнете своей цели, кого еще кроме себя Вы сможете поблагодарить за Ваше достижение?». Ниже рассмотрена техника, ориентированная на решение, в которой в концентриро-ванном виде отражены идеи краткосрочной позитивной психотерапии. Она позволяет подтолкнуть клиента к конкретным, последовательным действиям по решению пробле-мы. Шаги техники, ориентированной на решение: 1. Постановка проблемы в ясных и четких категориях. 2. Задаем вопрос: «Как Вам удалось существовать с этой проблемой до сих пор?» (в одних случаях вопрос уместен, в других – нет). 3. При хронических проблемах (хронические боли, частые приступы пани-ки) – поиск исключений: «Бывают дни (часы), когда становится немного легче?». 4. Ключевой вопрос: «Если бы ночью случилось чудо – Вы проснулись, а проблемы больше нет, как бы Вы узнали, что это произошло?» (требуется время, чтобы получить развернутый ответ, ибо многие забывают, как жить по-другому, без пробле-мы. Человека необходимо вернуть к опыту комфорта – это ориентир на будущее при конструировании решения). 5. Оценка баллов по шкале, где 0 – проблема в максимальной выраженно-сти, а 10 – максимум того, что можно считать её решением. Обязателен вопрос: «А где бы Вас поставили другие (мать, отец, муж, друзья)?». 6. Что бы помогло Вам сдвинуться по этой шкале на 1 балл? (иногда 0,5 балла). Всё, что люди находят, – материал для последующей работы. 7. Комплименты. Человек, подавленный проблемой, страдает от сниженной самооценки. Поэтому надо его похвалить, поддержать. Если трудно ухватить суть про-исходящего, то хвалят максимально неопределенно: «Я не могу этого объяснить, но мне кажется, что мы сделали что-то очень важное сейчас». 8. Домашнее задание. Оно делает работу более значимой. Если трудно пред-ложить конкретное задание – можно дать неопределенное. В дальнейшем необходимо время от времени возвращаться к этой шкале и спра-шивать: «А где Вы сейчас находитесь?» Это позволяет психотерапевту лучше ориенти-роваться в достигнутых результатах, а клиенту осознать положительную динамику. Краткосрочная позитивная психотерапия используется практически при всех по-веденческих расстройствах и в любых терапевтических форматах (при работе с отдель-ными субъектами, супружеской парой или семьей). Подчеркивается, что узость фоку-сировки (нацеленность на решение) особенно ценна при оказании помощи людям с проблемами адаптации (Д. Араоз, 1996).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Случай 1.
На консультацию пришли Елена (34 года) и ее мама. У Елены произошел кон-фликт со школьным психологом, который утверждает при каждом удобном случае, что с агрессивностью Вани нужно что-то делать. Мальчик посещает 2 класс общеобразова-тельной школы. В начале учебного года он подрался с одноклассником. Елена активная, жизнерадостная, настроена доброжелательно. Живут с сыном вдвоем. Елена работает на двух работах. Им помогают ее родители. Об отце Вани Елена не упоминает. Елена и ее мама решили, что стоит сходить к другому психологу, «а то мало ли, может школьный психолог прав, вдруг сын вырастет злым, будет всех избивать». После приветствия, был задан вопрос о цели прихода. Елена: «Школьный психолог говорит, что с агрессией Ивана что-то надо делать. Он подрался». В ходе дальнейшей беседы выясняется, что Иван подрался с одноклассником по-тому, что тот обижал девочку. Но Елену беспокоит, что сын привыкнет все решать ку-лаками. Психолог: «У каждой ситуации есть вторая сторона медали. Давайте представим, что с одной стороны – это драка, в которой участвовал ваш сын. Но медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что с другой стороны?» Елена: «Он справедливый, поэтому и подрался. Он всегда за правду. Сын хоро-шо учится, учитель его часто хвалит, еще он ходит в школьный драмкружок. Он очень самостоятельный, совсем уже взрослый, понимает, что мне нужно работать». Это упражнение «Вторая сторона медали» позволяет Елене рассмотреть ситуа-цию объективно, рассказывая о сыне она сама понимает, что не все так плохо. Психолог: «Дома вы (или бабушка) замечали, что Иван бывает злым, что-то ло-мает, крушит, грубит» Бабушка и Елена в один голос заявляют, что нет. Психолог: «То есть, об агрессии говорит только школьный психолог» Е.: «Да, мне не нравится, что школьный психолог все время говорит о моем сыне так» П.: «Да, это неприятно. Тем более, что Вы сами видите, что случай единичный» Бабушка (с улыбкой): «Да, один раз подрался он, это школьный психолог агрес-сивный, а не внук. С ней неприятно даже разговаривать». П.: «Как Вы думаете, что можно сделать для того, чтобы школьный психолог пе-рестала говорить о том, что Иван агрессивный?» Убеждение психолога в мудрости пациента позволяет самой Елене решить про-блему. Е.: «Доказать ей, что мой сын не хулиган, Вы же можете с ним поговорить, по-нять, какой он». Решение проистекают из бесед (изменения рождаются по ходу беседы) Позитивный подход – опора на ресурсы клиента, ресурсы Елены – это хорошие отношения с сыном, он ее помощник. Важно фиксировать внимание не на проблеме, а на сильных, успешных сторонах человека. В дальнейшем была проведена беседа с Иваном; проведена диагностика агрес-сивных проявлений. Мальчик охотно отвечал на вопросы о себе и о маме. Вел себя в соответствии с ситуацией. Проявил себя сознательным по возрасту, неконфликтным, неагрессивным, но умеющим защитить себя в случае необходимости. Так мама Ивана поняла, что ей нужно больше доверять сыну и своей материн-ской интуиции. После консультации Елена еще раз поговорила со школьным психоло-гом, после этого разговоры о мнимой чрезмерной агрессивности мальчика прекрати-лись. Случай 2. За консультацией обратилась Анна Ивановна, 48 лет, педагог. Есть муж и взрос-лые сыновья, которые живут самостоятельно. Анна Ивановна не знает, что ей делать. На её попечении больная мать, она не встает, почти никого не узнает. Анна Ивановна устала, но не может ее оставить. Сейчас мама в больнице, заболевание усугубилось. На вопрос о том, если бы она могла оставить маму, что бы тогда произошло, Ан-на Ивановна ответила: «Все коллеги ездят в отпуска, я тоже поехала бы». П.: Анна Ивановна, давайте четко обозначим вашу цель. Что вы хотите? А.И.: Устала, отдохнуть хочу П.: Что мешает? А.И.: Боюсь мать оставить, это же не правильно. Как я поеду, а она больная. Далее следует рассказ о том, что уже почти 5 лет Анна Ивановна ухаживает за больной мамой, которая уже давно никого не узнает. Кроме этого она присматривает и за домом. Анна Ивановна подавленна проблемой и чувством вины, страдает от сниженной самооценки. П.: Анна Ивановна! Вы отлично справляетесь с таким сложным делом – уход за больным человеком, Вы очень терпеливы, не каждому это дано. Не удивительно, что Вы устали. Поддержка и похвала повышают самооценку клиента. Далее мы фокусируемся на исключениях. Необходимо выяснить, всегда ли Анне Ивановне приходилось ухаживать за мамой самой. А.И.: Да, конечно. Я привыкла все сама всегда. И детей сама растила, муж мало помогал и вот маму теперь тащу. П.: Как Вы думаете, пережитые трудности закалили Вас или сделали слабее? А.И.: Закалили, конечно. Я зато сама все теперь могу, знаю что и как, все в доме по моему, я — самостоятельная. Техника «Ревизия прошлого» позволяет провести идею о том, что даже про-блемное прошлое способствовало увеличению его внутренних ресурсов, самостоятель-ности. Поиск ресурсов позволяет выявлять и укреплять сильные стороны клиента. Здесь мы ищем возможность подключить близких людей к решению проблемы. П.: Скажите, ваш муж вам как-то помогает с мамой? А.И. Да, он меня возит и к ней домой, и из магазина продукты возит. Помогает, когда надо. В больницу меня каждый день возит. Тяжело каждый день туда ездить, время занимает. П.: Муж охотно помогает? А.И.: Он тоже уже устал П.: Вы бы хотели, чтобы муж тоже отдохнул вместе с вами, когда представится возможность? А.И.: Да, можно и вместе съездить куда-нибудь, так даже интереснее Техника «Признание вклада других лиц». Вызывает у клиента размышления о вкладе, которые внесли другие люди в решение его проблемы. Техника автоматически отменяет все осуждения в их адрес и поощряет чувство уважения и благодарности, уси-ливая тем самым сотрудничество. Она помогает клиентам развивать более теплые, под-держивающие отношения с их семьями, друзьями, знакомыми, сослуживцами. П.:Есть ли у вас другие родственники? А.И.: Есть младший брат, его жена П.: Вы их просили о помощи когда-нибудь? А.И.: Нет, даже в голову не приходило П.: Вы можете это сделать? А.И.: Да, наверное П.: Как думаете, он согласится? А.И.: Да, согласиться, это я сама никогда его ни о чем не прошу. Ему и жена мо-жет помочь. Только вот они в больницу не будут каждый день ездить П.: В больнице хороший уход за мамой, как Вы считаете? А.И.: Да, там хорошие медсестры П.: Вы их хорошо знаете? А.И.: Да уже со всеми перезнакомилась, хорошие девочки Здесь мы подталкиваем Анну Ивановну к конкретным, последовательным дей-ствиям по решению проблемы, когда были открыты собственные ресурсы. П.: Как Вы думаете, они могли бы Вам по телефону сообщать о состоянии Ва-шей мамы, чтобы уменьшить Ваше беспокойство А.И. Я и не подумала о таком, да, я возьму у них номера мобильных, сама буду звонить, чтобы новости узнать Через два месяца Анна Ивановна вместе с мужем отправилась по путевке на от-дых. Помощь по уходу за больной мамой стали оказывать не только семья брата Анны Ивановны, но и ее сын. Итак, в начале беседы Анна Ивановна не представляла, что делать и была очень растеряна. В процессе выяснялось, что нужно поговорить с близкими, привлечь их, чтобы решать вопрос. Беседа заняла не более 40 минут. Когда Анна Ивановна выходила из кабинета психолога, она выглядела решительной и целеустремленной. Она точно знала, что нужно сделать сегодня, сейчас. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Практика показала, что даже применение отдельных приемов краткосрочной позитивной психотерапии отлично служат достижению результата: решению проблемы человека, обратившегося за консультацией к психологу за один сеанс. Мы применяли упражнения, которые позволяли обратиться к ресурсам клиента, поверить в себя и, как результат определить конкретные шаги, которые он может предпринять, выйдя из кабинета психолога. Огромный плюс краткосрочной позитивной психотерапии в том, подразумевает еще одно ключевое понятие: психолог не «проводят терапию» пациента, а приглашает к размышлениям, разговору, относясь к своему собеседнику как к равному. Клиент находит свой индивидуальный выход из лабиринта, что достигается благодаря позитивному мышлению и опорой на темы, подпитывающие надежду, такие как потенциал, развитие и будущее. И все это происходит во время «беседы». Нужно отметить некоторые затруднения в реализации принципа гласности. На практике оказывается невозможным напрямую привлечь близких к решению проблем клиента. Проще объединить людей из коллектива со сходными проблемами, чем при-гласить кого-то из близких на консультацию. Практика показывает, что большинство людей не интересуют «рост и развитие личности», они лишь хотят поскорее решить свою проблему. Поэтому концепции и подходы, требующие длительного сопровождения и продолжительных психотерапев-тических сессий, не работают. В планах дальнейшее практическое применение краткосрочной позитивной пси-хотерапии, не только в индивидуальном консультировании, но и в группах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л.Психологическое консультирование и психотерапия.М е-тоды, теории и техники: практическое руководство. — М.:, 1999 – 487с. 2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. С. 10. 3. Глэддинг С. Психологическое консультирование . — 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с: ил. – (Серия «Мастера психологии»), с.244 4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. , МИНСК.: ХАВЕСТ, 1998 г. 5. Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии / В. А. Доморацкий. – М.: Издательство Ин-ститута психотерапии, 2007. – 221 с. 6. Коттлер Дж., Браун Р.«Психотерапевтическое консультирование».-СПб.:Питер, 2002, с.57 7. Кочюнас, Р. «Основы психологического консультирования» [Электронный ресурс] М.: «Академиче-ский проект», 1999 Режим доступа: https://krotov.info/lib_sec/shso/77_koch.html 8. Манухина Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование, //Журнал практической психо-логии и психоанализа, 2009,1 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2988 9. Миккин Г. Памяти Бориса Бараша. Об экологическом мировоззрении в психотерапии и консультиро-вании: вчера и сегодня // Экзистенциальная традиция: Философия, психология, психотерапия. 2004 10. Мэй Р. Искусство психологического консультирования/Пер.с англ. Т.К.Кругловой.– М.: Независимая . Интервью с Инсу Ким Берг [Электронный ресурс] Режим до-ступа: www.psychoterapy.net 12. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. — СП. Речь, 2001. — 288,с 13. Слабинский В.Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия. Практическое руководство. – СПб.: Наука и техника, 2009.-464 с.,ил. 14. Ялов А.М. — Краткосрочная позитивная психотерапия. Методическое пособие (ИМАТОН, 1997, 64с)
Публикации для педагогов (СМИ)
Преимущества и недостатки
Как сказано выше, сейчас позитивная психотерапия получила широкое распространение. И тому есть логичное объяснение — ее преимущества. Их несколько:
- Сосредоточенность на проблеме, а не на ее проявлениях и симптомах.
- Для помощи пациента понадобится не более 20 сеансов, если говорить о работе психолога, и не более 50, если говорить о психотерапевте. Для примера можно привести гештальт-психологию. Там, где она помогает за 6 месяцев, позитивная психотерапия справляется за полтора.
- Специалист не тратит много времени на поиск подходящих инструментов для работы. Применимы практически все методики решения внутренних конфликтов.
- Подходит для представителей всех национальностей, будь то строгие немцы или чувствительные жители Востока.
- Пациент не будет только слушателем. Он активно участвует в решении своей же проблемы.
- Психотерапевт воспринимает человека как целостную систему, сформировавшуюся личность, а не работает с его отдельными частями, например, эмоциями или мыслями.
- Работа построена на применении наглядных примеров, притч и метафор, что существенно упрощает ее, делает более понятной.
Еще одним несомненным преимуществом можно назвать работу на будущее, несмотря на использование принципа «здесь и сейчас». Пациент не только решает проблему, но и получает установки, как правильно вести себя в будущем.